В те же годы Белинский резко осуждал идеализм, теорию «чистого искусства». Он непрестанно говорил об общественном служении писателя, который должен быть патриотом, «прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы». Не менее резкую отповедь со стороны Белинского встретила проповедь «фантастических космополитов», представителей русского барства, раболепствовавших перед чужим, заграничным. Им противопоставляет Белинский свой завет: «...у себя, вокруг себя, вот где должны мы искать и вопросов и их решения... прогресс... совершается национально, иначе нет прогресса».
Белинский верил в великое предназначение своей родины. Он много раздумывал о судьбах родного народа, об историческом значении его: «Да, в нас есть национальная жизнь; мы призваны сказать миру своё слово, свою мысль; но какое слово, какая мысль, - об этом пока ещё рано нам хлопотать. Наши внуки или правнуки узнают это без всяких усилий напряжённого разгадывания, потому что это слово, эта мысль будет сказана ими».
В последние годы жизни Белинский находился под постоянной угрозой ареста. Комендант Петропавловской крепости Скобелев, встречая Белинского на Невском проспекте, «шутя» говорил: «Когда же к нам - то? У меня совсем готов тёпленький каземат, так для вас его и берегу».
Друзья с восторгом говорили о Белинском, что он революционер; а враги доносили III отделению, что «в его сочинениях есть что - то похожее на коммунизм, и молодое поколение может от них сделаться вполне коммунистическим».
Действительно, Белинский своими передовыми идеями, своим активным отношением к жизни оказал как на современников, так и на потомков огромное революционное и творческое воздействие.
Его влияние испытали лучшие люди - культурные деятели братских народов России: казахский поэт Абай, украинские - Шевченко и Франко, грузинский - Илья Чавчавадзе, армянский - Налбандян и другие.
Плодотворное влияние Белинского отмечают и лучшие представители славянских стран: болгары (П. Р. Славейков, Христе Ботов, Любен Каравелов), чехи (Масарик) и другие.
Белинский всегда был близок «к сердцевине своего народа». в последние годы он стал прямым его защитником и глашатаем его чаяний и мыслей. В знаменитом письме к Гоголю 1847 года он выступил с требованием освобождения крепостных крестьян, то есть уничтожения крепостного права.
Белинский с его неукротимой волей к борьбе, с его непримиримостью к врагам народа целиком и безраздельно принадлежит нам, свободному, советскому народу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.