Над Рузой рекой...

Ольга Кожухова| опубликовано в номере №653, август 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

У прудов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в часы заката солнца бывает особенно многолюдно. Здесь воздух наполнен прохладой; в зеркальной поверхности прудов отражаются бесчисленные многоцветные огни павильонов. Здесь посетители отдыхают, некоторые кормят рыбу, бросая в воду хлебные крошки, и рыба возле мостков играет и резвится целыми стайками.

Но вот зажигается еще один огонек, почти незаметный в сверкании великого множества огней. Это дала ток действующая модель сельской гидроэлектростанции - примечательнейший экспонат выставки.

Домик, где помещается эта ГЭС, очень мал, но е том, что он существует, как в капле воды, отражается солнце великой ленинской мысли об электрификации всей страны.

Нет ничего дешевле «голубого угля», силы падающей воды, в нашей стране, так обильно изрезанной большими и малыми реками возможности использования этой могучей силы почти безграничны. От действующей модели ГЭС на прудах сельскохозяйственной выставки до гигантских станций волжского каскада и великих сибирских рек - таков размах нашего гидростроительства. В павильоне сельских гидроэлектростанций и демонстрируются наши достижения в этой области.

Петр Николаевич Кириллин, директор павильона, строил первые в нашей стране гидроэлектростанции на реках Ламе и Рузе. Он видел Ленина - этот скромный, в очках, седеющий человек. В 1920 году Владимир Ильич посетил Ярополец и Кашин, беседовал с крестьянами и строителями ГЭС. Великий вождь придавал огромное значение этим первым, в 12 киловатт, гидроэлектростанциям, ибо видел в них будущую «электрическую» Россию. Нет в Советской стране человека, который бы не знал наизусть знаменитую ленинскую формулу: «Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны».

Осуществлению ленинской идеи посвятил всю свою дальнейшую жизнь Петр Николаевич Кириллин. За последние тридцать пять лет своей жизни он построил множество больших и малых станций, но те, первые, крохотные, так обрадовавшие Ленина, - самые близкие его сердцу. Бесчисленное количество учеников - энтузиастов сельской электрификации воспитал Кириллин за эти годы. Бесчисленное количество посетителей проходит через его маленький павильон, но никогда не устанет Петр Николаевич рассказывать о значении своего любимого дела, о великих ленинских заветах.

Для того, чтобы лучше ознакомиться с тем, какой размах принимает электрификация села, он рекомендует посетителям съездить на филиал выставки - в Рузский район, на Горбовскую межколхозную ГЭС.

На 83-м километре магистрали Москва - Минск есть поворот на Рузу. Серая раскаленная лента шоссе вьется среди дремучих лесов с глухими чащами, кудрявыми перелесками и солнечными полянами, полными колокольчиков и земляники. - На обочине дороги неожиданно возникает гранитный обелиск с серебряной пятиконечной звездой - братская могила героев великой Отечественной войны. Дальше виднеется крутой холм с остатками крепости Ивана Калиты, в зелени лесов мелькают санатории, пионерские лагери... Но вот издалека показалось ослепительно белое здание ГЭС, отраженное в зеленоватой глади водохранилища, послышался ровный, мощный гул падающей воды.

Здесь, на реке Рузе, при впадении ее в Москву-реку, и построено здание межколхозной Горбовской ГЭС, являющейся филиалом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Горбовская ГЭС, этот «экспонат», находящийся в самой гуще колхозной жизни, ничем особым не примечательна. Обычная типовая сельская гидроэлектростанция мощностью в 360 киловатт, она обслуживает пять укрупненных колхозов, картонную фабрику и подсобное хозяйство одного санатория. Осенью ГЭС возьмет на «электрическое довольствие» еще два колхоза. Недалеко время, когда ее ток включится в общую московскую энергетическую систему, а вместе с нею - в «Большое кольцо», и маленькая частичка труда сельских энергетиков вольется в огромный труд всей страны, идущей вперед смелым и скорым шагом.

Еще нет и года, как состоялся исторический сентябрьский Пленум Коммунистической партии. Еще нет и года, как Горбовская ГЭС вступила в строй. Но уже много перемен принес этот год в жизни окружающих ГЭС колхозов. Все дальше и дальше от ее здания разбегаются линии высоковольтных передач, все больше огней зажигается в домах колхозников Русского района. В колхозе имени С. АЛ. Кирова началось большое строительство. На центральной усадьбе с рассвета до темна стучат топоры, визжат пилы, ворчит экскаватор. С волнением колхозники говорят о том, что уже сделано и что еще предстоит сделать. Уже возводятся стропила будущего птичника на тысячу голов, с поилками, кварцевым облучением, лампами дневного света, зелеными площадками для прогулок. Заложен бетонный фундамент свинарника с паровым отоплением, прекрасной кормокухней, душем, подвесной дорогой. Бетонируются силосные ямы, ведутся проектные работы по строительству артезианских колодцев, намечается место для будущих садов, ягодников... В домах колхозников появились радиоприемники, электроутюги, электроплитки. Далеко за полночь горят огни на высоких берегах Рузы, и в каждом доме - кто читает книжку, кто слушает музыку, кто шьет себе новое платье...

Задолго до рассвета встает председатель колхоза имени С. М. Кирова коммунистка Александра Спиридонова Викато. Каждое утро обходит она колхозные поля, строительные площадки, фермы...

Прохладна утренняя тропа среди хлебного поля. Машут головами глазастые белые ромашки, разросшиеся на обочине; душист низовой, летящий с поймы ветер. Прекрасна земля, украшенная трудом человека. Но раскинувшийся перед Александрой Спиридонов-ной пейзаж не задерживает ее внимания. Она ускоряет шаг: ведь за день предстоит сделать так много, всюду нужно поспеть.

Почти полтора десятка лет проработала Александра Спиридоновка в городском учреждении, но горячее сердце коммунистки как-то всегда тянулось к деревне. Подолгу расспрашивала она приезжающих из колхозов людей, часто сама бывала в командировках в районе, принимала живое участие в радостях и огорчениях колхозников. Однажды короткий разговор с секретарем партийной организации изменил всю ее жизнь, решил дальнейшую судьбу.

- Не знаю, почему некоторые не хотят ехать в деревню, - сказала тогда Александра Спиридоновка. - Я деревню люблю, работы не боюсь...

- А если бы райком предложил тебе, ты бы пошла? - спросил секретарь партийной организации, почувствовав в ее тоне серьезные нотки.

Она помолчала, ответила просто:

- Пошла бы... Так три года назад Александра Спиридоновна стала во главе большого хозяйства в тысячу с лишним гектаров земли. Четыре деревни: Горбово, Городилово, Лукино и Румянцево - оказали ей доверие, избрав председателем своего объединенного колхоза.

За три года неутомимая, настойчивая женщина успела завоевать уважение не только среди кировцев. С ее мнением считаются и в соседних колхозах, и в районе, и в Тучковской МТС, обслуживающей поля колхоза имени С. М. Кирова. Поднялся, окреп и отстроился колхоз. Хотя не все его постройки типовые, скот содержится а чистоте и тепле, в коровниках деревянные настилы, стойла залиты электрическим светом.

Но председательница с нетерпением ждет того дня, когда сила электричества, дешевая послушная энергия старой реки будет использована полностью.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены