Над льдами Карского моря

Л Петров| опубликовано в номере №190, май 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Тем не менее, невзирая на тяжелые условия, команда самолета провела еще ряд ледовых разведок, указав ледоколам и непосредственно капитанам иностранных «купцов» легко проходимые места. В результате этой работы пролетарское государство получало громадную экономию. Ведь одни сутки хода ледокола только по пережогу угля стоят шесть тысяч рублей. Конечно, из этого не надо делать заключения, что ледоколы не нужны в условиях плавания в Карском море. Но уже на основании результатов экспедиции 1930 года выяснилось, что для проводки всего каравана судов при использовании воздушной разведки достаточно одного ледокола.

Ледовые разведки в основной части уже были закончены и тов. Чухновский решил совершить намеченный им ранее перелет к Северной земле.

Весь конец августа и начало сентября, вследствие временного ухода с базы и ремонта первого самолета, восточный район Карского моря обслуживал самолет «Комсеверпуть 2» под управлением летчиков Иванова и Страубе.

Этот самолет прибыл 20 августа на остров Вайгач в бухту Варнека и в ряде полетов исследовал западный район Карского моря, летал вдоль Новой Земли до северной ее оконечности. Теперь «Комсеверпуть 2» совершил ряд новых полетов. Значительные материалы, почерпнутые в этих полетах, немедленно передавались по радио руководителям Карской экспедиции и капитанам отдельных ледоколов и пароходов. Одновременно производилась съемка островов, отдельных районов Карского моря, берегов и льдов, плавающих в море.

В конце работы «Комсеверпуть» поручил команде самолета сделать полет на реку Юрибей, что впадает в Гидоямский залив расположенный между Обской губой и Енисейским заливом.

Дело в том, что каждое лето и осень в районе Гидоямского залива скопляется большое количество туземцев (остяков, юраков и др.) со стадами оленей. Учитывая интересы этих народностей, «Комсеверпуть» открыл здесь факторию для обмена пушнины. В 1930 - 1931 году было решено оставить на фактории зимовщиков, которые и были доставлены сюда вместе с материалами для постройки домов и плотниками на пароходе «Мейсснер».

Пароход ушел, а три плотника, окончив работу, остались на фактории. Однако, по уговору, их было необходимо отправить за счет «Комсеверпуть» на родину. Перевозка оленями из обычного расчета по 6 оленей на человека обошлась бы очень дорого: с таким видом транспорта уже сейчас успешно конкурирует самолет. Поэтому было дано распоряжение перебросить плотников воздушным путем. Одновременно было приказано обследовать дела фактории.

Мы вылетели в дождь и туман, полет был очень труден. Карт этой дичайшей в мире местности не существует, - приходилось руководствоваться только кронами, которые любезно предоставил капитан парохода «Мейсснер».

Долгое время, блуждая над бесчисленными протоками реки, уже случайно в тумане увидел летчик створный знак, легко видимый с воды, но плохо различимый в туманном воздухе.

Пройдя еще 20 км., мы совершили посадку на берегу реки, текущей среди голой унылой тундры. Однако, это чрезвычайно богатое место Севера. В реке Юрибей водится самая лучшая порода дорогой «деликатесной» рыбы нельмы. В скором времени плавучий завод «Комсеверпути» будет частенько заходить в воды» Юрибея.

Мы наладили зимовщикам радио и на другой день усадили в самолет «отцов-плотников», прозванных так за их солидарность и необычайно длинные бороды. Они заботливо и спокойно устанавливали свое имущество (немного имущества - «ящичек со струментом, да мешочек с харчем, да вешшишки в сундучке», - этак кило по 100 на каждого), но когда заорали моторы, один из плотников перекрестился и с хладнокровным отчаянием впился в края кабины пальцами.

А потом освоились по прилете на Диксон, предлагали даже лететь с нами вверх по Енисею.

Со времени полета на Юрибей полеты на базе прекратились. Суда Карской экспедиции, сдав импортные грузы и забрав экспорт, пошли за границу. Ледовая разведка самолета западной группы и последний полет летчика Иванова обеспечили иностранным кораблям благополучный выход из Карского моря.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте о судьбе «русского принца Гамлета» -  императора Павла I, о жизни и творчестве Аркадия Гайдара, о резком, дерзком, эпатажном, не признававшем никаких авторитетов и ценившем лишь свой талант французском художнике Гюставе Курбе,  о первой женщине-машинисте локомотива Герое Социалистического Труда. Елене Чухнюк, беседу нашего корреспондента с певцом Стасом Пьехой, новый детектив Андрея Дышева «Жизнь на кончиках пальцев» и многое другое

Виджет Архива Смены