Этот небольшой поселок раскинулся на самом берегу Балтийского моря. Море здесь редко бывает спокойным, но. как ни странно, чем оно беспокойнее, тем больше радуются жители поселка. Объясняется это просто: во время шторма море щедро выбрасывает на берег свои дары - прозрачные, словно налитые солнцем самородки янтаря. И жители, как только утихает шторм, собирают эти дары моря. Потому - то и назвали поселок Янтарным.
Поселок этот знают во всех уголках земного шара, везде, где есть хотя бы небольшие янтарные промыслы. Ведь это побережье дает добрых две трети мировой добычи янтаря. Добывают янтарь здесь и в виде самородков и с помощью мощных экскаваторов. День и ночь ковши черпают из открытых карьеров «голубую землю», из которой потом извлекают ценный минерал.
Рядом с карьером - комбинат, обрабатывающий добытое сырье. Отсюда во все концы нашей страны и далеко за ее пределы ежедневно отправляют тысячи изделий: брошки, вазы, мундштуки, письменные приборы, шахматные доски...
Если вы зайдете на янтарный комбинат и поинтересуетесь его работой, вам, прежде всего, расскажут о художниках - ювелирах. Руководит ими опытный мастер Михаил Иванович Белов. Приехал он на комбинат в 1950 году в краткосрочную командировку из Ленинграда - помочь наладить дело, да так и остался здесь навсегда. Следом за Беловым прибыла сюда из ленинградского художественного ремесленного училища № 24 целая группа комсомольцев - Нонна Николаева, Алексей Попов, Александр Балашов... Молодость не помешала им освоить и повести наиболее серьезный участок работы, где, кроме мастерства, нужен и острый глаз и хороший вкус.
Один из них. Алексей Попов, теперь стал воспитателем единственной в стране школы ФЗО, готовящей кадры для комбината.
У Попова уже много учеников, а среди них немало местных парней и девушек. Раньше у них были самые различные профессии. Вера Годорская и Нина Антонова, например, после десятилетки работали в совхозе, но девушки хорошо рисовали и. узнав о школе ФЗО, потянулись к новому, волнующему их делу; Зоя Сергеева собиралась стать воспитательницей, а стала камнерезом; Илья Мацевич до прихода на комбинат работал художником в клубе...
По - настоящему увлекательна, интересна, но в то же время и сложна работа на комбинате.
Художественная резьба, например, - дело еще более трудное, чем рисунок. Перед тем, как взять в руки кусок дорогого минерала ученик несколько раз лепит будущее изделие из пластилина. Чем скорее он научится точно воссоздавать модель, тем скорее получит в руки резец. Тогда и наступит настоящее испытание, которое покажет, сможет ли он быть художником - камнерезом. Ведь он не просто должен повторять модель, а создавать и что - то свое, новое. Зоя Сергеева до сих пор помнит, как она сделала первую работу - «Голубя». Птица сидела на глыбе, словно готовясь к полету. Казалось, она пробовала силу крыльев: вспугни - и сорвется с красно - бурого обломка - улетит в голубую высь. Пропорции были строго выдержаны, линии изящны. Но Зоя осталась недовольна, и вот это, пожалуй, больше всего понравилось тогда мастеру. Девушка продолжала совершенствовать работу, пока не нашла точного воплощения своего замысла.
Но не только от художников зависит высокое качество изделия: ведь художники изготовляют лишь первые образцы, а когда начинается массовое производство, все решает уже мастерство и умение рабочих комбината.
Коллектив комбината в основном состоит из молодежи. И, наверное, поэтому здесь так много думают, говорят и спорят о будущем. А будущее у комбината большое. Скоро бурильные вышки зашагают в море, где залежи янтаря еще богаче. И добывать его будут столько. сколько не добывают на всех янтарных промыслах земного шара.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Письмо Альберта Вильямса, боевого Джона Рида