Моим юным русским друзьям

Н Барбинов| опубликовано в номере №749, август 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Письмо Альберта Вильямса, боевого Джона Рида

Когда по миру разнеслась весть о свержении царского самодержавия революционными силами России, американский журналист Альберт Вильямс вместе со своим товарищем Джоном Ридом поспешил в Петроград.

На I Всероссийском съезде Советов один из делегатов спросил Вильямса, зачем он приехал в Россию.

- Официально как журналист, - ответил тот. - Но истинная причина моего приезда - революция. Меня тянуло сюда магнитом революции.

Вильямса попросили выступить с трибуны съезда, и он произнес яркую речь, приветствуя, как он любил говорить, «Ее Республиканское Величество - Революцию».

- Мрачная туча отчаяния и насилия, нависшая над человечеством, - сказал Вильяме, - угрожала загасить факел цивилизации в потоках крови. Но вы восстали, товарищи, и факел зажегся снова. Вы воскресили во всех сердцах повсюду новую веру и свободу... Равенство, братство, демократия - вот великие, прекрасные слова. Но для миллионов безработных они - только слова. Для 160 тысяч голодных детей в Нью - Йорке - они лишь пустые слова.

Для эксплуатируемых во Франции и Англии они - слова издевательства...

Как и Джон Рид, Вильяме неутомимо ходил по Петрограду, прислушивался к разговорам рабочих и солдат, бывал на опустевших центральных улицах и на оживленных рабочих окраинах, на фабриках и заводах, в казармах и в барских особняках. Летом 1917 года он исколесил европейскую часть нашей страны и везде собирал материал для своих будущих книг.

В Нижнем Новгороде американского журналиста пригласил к себе в дом рабочий Сартов. И в этой простой русской избе на почетном месте гость увидел портрет американского президента Авраама Линкольна. Уважение к национальному герою Америки глубоко тронуло Вильямса. «Из хижины пионера в лесах Иллинойса, - взволнованно писал он позже об этом эпизоде, - Линкольн нашел путь в хижину рабочего на Волге».

Вильяме не был бесстрастным наблюдателем. С первых дней Октябрьской революции он стал активным участником революционных событий. Когда над Советской республикой нависла смертельная угроза и немецкие войска подходили к Петрограду, американский журналист взялся за оружие.

«В дни обороны города от угрожающей ему опасности, - вспоминал он несколько лет спустя, - я счел своим долгом встать в ряды его защитников. Ленин, узнав об этом, предложил мне организовать отряд из иностранцев. Я, Джон Рид и другие обратились через газету «Правда» ко всем товарищам, находившимся в то время в Петрограде, с призывом вступить в интернациональный отряд Красной гвардии. Это воззвание было напечатано на четырех языках, кроме русского, и оно сыграло большую роль в подъеме нашего боевого настроения. Достаточно яркой иллюстрацией этому может служить. такой факт: в этот отряд записался наш соотечественник Чарльз Кунтц, убежденный толстовец, который в течение всей своей жизни не позволял убить даже цыпленка в своем присутствии. Но теперь, когда Революция оказалась в опасности, он отбросил свой пацифизм и взял в руки винтовку. На занятиях по стрельбе винтовка путалась в его длинной «толстовской» бороде, но надо было видеть, как загорались его глаза, когда он попадал в заданную на мишени цель (в глаз быка)».

Этот небольшой интернациональный отряд, с гордостью говорил впоследствии Вильяме, поднимал боевой дух «наших русских товарищей, знавших, что они не одиноки в этой исторической борьбе, что рядом с ними и их американские товарищи, с винтовкой в руках защищающие Революцию».

Весной 1918 года Вильяме вместе с Ч. Кунтцем отправился через всю страну на Дальний Восток. Путешествие было полно приключений. На одном полустанке их приняли за переодетых офицеров, якобы охраняющих беглого российского царя. Но недоразумение было устранено, и на следующих станциях обоих американцев встречали уже с музыкой, с флагами и речами.

Во Владивостоке Вильяме едва избежал смерти. Интервенты и белогвардейцы арестовали его, как «большевистского агента», угрожая расстрелом. И только случай спас Вильямсу жизнь.

Американский журналист долго не мог выехать на родину: кончились деньги. Об этом узнали владивостокские рабочие. Они собрали две тысячи рублей. Благодаря этой братской поддержке Вильяме смог вернуться в Америку.

Когда пароход, на котором А. Вильяме возвращался на родину, вошел в порт Сан - Франциско, американского журналиста встретили сотрудники военно - морской контрразведки США и тщательно обыскали. Человека, который мог рассказать американскому народу правду о русской революции, считали «опасным субъектом».

Три года Вильяме разъезжал по Соединенным Штатам Америки и на многотысячных митингах рассказывал о социалистической революции в России, о беззаветной борьбе трудящихся масс за Советскую власть, о великом вожде революции Владимире Ильиче Ленине. В разгар самой ожесточенной пропагандистской кампании против Советской России Вильяме произнес более трехсот речей в главных городах Америки. Рабочие десятками тысяч стекались на доклады Альберта Вильямса и Джона Рида, выражая свою братскую поддержку русской революции. Вспоминая об этом времени, один американский журналист писал: «Все силы капитализма были мобилизованы, чтобы сделать блокаду Советской России полной и непроницаемой. И когда Вильяме все же прорвался сквозь нее и принес нам истину, он показался нам вестником из другого мира».

В 1919 году Вильяме написал книжку, в которой ответил на вопросы простых американцев о русской революции. Книга так и называлась: «76 вопросов и ответов». Об успехе книги можно судить хотя бы по тому, что она разошлась тиражом в 2 миллиона экземпляров.

В 1921 году в Нью - Йорке вышли книги Вильямса «Ленин как человек и его работа» и «Сквозь русскую революцию». Последняя открывалась взволнованным посвящением: «Рабочим и крестьянам России, павшим в борьбе за революцию. Против богатых, могущественных и просвещенных вы, горстка героев, начали эту борьбу и со славой отдали жизни за то, чтобы богатство, сила и знание стали уделом всего народа».

После Октябрьской революции Вильяме трижды приезжал в нашу страну и прожил в ней в общей сложности около восьми лет. В эти годы из - под его пера вышли книги «Русская земля» (1928 год) и «Советы» (1937 год). Во время Великой Отечественной воины Вильяме написал книгу «Русские. Земля, люди. Во имя чего они борются».

Редакция «Смены» попросила старого американского журналиста написать несколько строк для читателей журнала. Альберт Вильяме прислал письмо и фотографии, которые публикуются в этом номере.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены