В огромном треугольнике между Землей Франца-Иосифа, островом Визе и Северной землей лежит на картах белое пятно. Ни один корабль не проникал в этот район. Карты севера Карского моря девственно чисты...
Полярные исследователи прозвали Карское море «ледовым погребом». Льды заполняют это море и зимой и летом, упорно не желая уступать даже жарким лучам солнца. Многие годы загадка Карского моря тревожила умы полярников: почему летом льды не отступают к северу?
Мы, садковцы, должны были вырвать у моря эту тайну.
Зеленые птицы-самолеты, плотно усевшиеся на палубе ледокола, оставались неподвижными. Они бессильны были прорвать густую вуаль тумана, окутавшего корабль.
Шли «станции»: через каждые 30 - 40 миль корабль останавливался.
Рыжими черточками на иодной бумаге писало электрическое перо эхолота - прибора, отмечающего глубину. Триста, четыреста, пятьсот.
И вдруг черточки стремительно перескочили влево. Глубина - всего тридцать, сорок, пятьдесят метров...
Море покрыто льдами. Снежная степь ничем не выдает еще загадку белого пятна. Но мы уже близки к отгадке... В этот день в журнале ледовой вахты было записано:
«Встретили большое скопление столовых айсбергов. Высота их достигает 50 метров, ширина по фронту до 300-400 метров. В результате обмена мнений пришли к выводу, что эти айсберги не могут быть принесены ни с Земли Франца-Иосифа, ни с Северной земли. Они свидетельствуют о близости неизвестной земли...
А через несколько часов увидели и землю. Остров!
Мы его назвали именем руководителя экспедиции - славного полярника Георгия Алексеевича Ушакова.
Остров Ушакова весь покрыт ледником. Издалека кажется, что гигантская белая черепаха заснула в арктических просторах.
Сейчас нет больше «загадки Карского моря». Лед потому не уходит из Карского моря, что мелководье, занимающее площадь в 35 тысяч квадратных километров, с островом в центре является огромным барьером, отделяющим Карское море от Северного Ледовитого океана. Зимний лед, родившись здесь, должен здесь и погибнуть. Карское море оказалось таким же замкнутым бассейном, как Черное море, так Каспий.
Теперь мореплаватель не будет искать с завязанными глазами трассу для своего корабля.
Открытие мелководья вооружило его знанием обстановки плавания. Он может предвидеть, предугадать ледовые условия в разных участках моря и найти правильный путь для своего корабля.
Три коротких месяца отделяли арктическую весну от осени. Эти месяцы «Садко» провел в стремительной погоне за солнцем, продвигаясь все дальше на северо-восток. Потухали дни. Весеннее молодое солнце, радовавшее нас в Гренландском море, старело и становилось дряблым, осенним светилом. Оно не в силах было высушить корабль, весь пронизанный мелким знобящим дождем, не в силах было растопить ледяные блины на поверхности моря.
Закончен маршрут на восток. Выполнен план работы экспедиции. Пройдено пять морей. Белые пятна на картах покрыты цепочкой наших промеров. Вторым кораблем за всю историю мореплавания «Садко» подошел к мысу Молотова - северный оконечности Северной земли. Он прошел сквозь льды и штормы как сын страны-победительницы.
От мыса Молотова идем к северу. После ужина собрался политкружок. Никто не спит. Уже ночью беседа перекочевала в каюту. Говорили о великой Арктике, о будущих советских исследовательских кораблях, об экспедициях и открытиях.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ станочника автозавода им. Сталина И. Сидорова