На трудном уступе

опубликовано в номере №842, июнь 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

Плоскость породы перед глазами была тускло-блестящей. Здесь можно лежать только вытянувшись, упираясь ногами в деревянные стойки. Порода под спиной, порода перед глазами.

«Та-та-та-та-та...» В щели забоя пулеметная трель молотка звучала глухо, будто придавленная тремястами метрами, отделяющими Ивана Лещинского от поверхности земли. Да, сегодня его очередь работать здесь, на одиннадцатом уступе. Самый твердый уступ в лаве. Не уголь – алмаз. Рубаешь изо всей силы, а двигаешься, как черепаха.

Двенадцать уступов в лаве, двенадцать забойщиков в бригаде... Сюда, <в этот мир тянущихся

Они спускаются сюда каждый день, освещая путь шахтерскими глазками. Вот она, бригада Василия Притыченко, – хозяин подземных богатств.

под землей штреков, мир угольных пластов, среди которых зыбко царствуют лампочки-глазки, бригада Василия Притыченко спускается каждый день. И каждый день по очереди шахтеры распределяют между собой уступы. Достался тебе мягкий уступ – наворочаешь угольку «от пуза», и план выполнишь, и деньги заработаешь. Достался твердый – намаешься, натрудишься, а толку – на грош. Поэтому и принято было распределять уступы по очереди.

Но для бригады Притыченко твердые уступы не помеха. День за днем все больше и больше угля выдавали на-гора: краснодонцы. И никто не удивился, что делегатом на XIV съезд комсомола молодежь Краснодона послала Ивана Лещинского – лучшего из лучших, забойщика из бригады Притыченко.

Вернулся Иван со съезда. Ребята тут же к «ему:

– Ну, как? Что там, на съезде? Как отзываются о нашей шахтерской работе?

– Хорошо отзываются, хлопцы, – уверенно сказал Иван. – И мы должны доказать, что можем работать еще лучше.

Утром они спустились в шахту. Доказывать.

Думаете, просто это было – доказать?

Главное, когда идешь в забой, знать, что не подведет сосед. А тут...

Подвел один молодой парнишка. Достался ему трудный, «твердый» уступ. Поковырял он немного, для виду, бросил и полез отдыхать. Думал он так: «Ладно, сегодня похалтурю, зато уж завтра в мягком забое отыграюсь».

Вряд ли кто позавидовал бы парню в тот вечер. Ребята, правда, ничего ему не сказали. Они просто молчали. Уже потом, когда все было забыто, паренек признался, чем для него было это молчание:

– Лучше б уж отругали, и то легче было бы...

Шахтеры говорят: дружба должна быть крепкой, как костер. Не удивляйтесь. «Кострами» в шахте называются особым образом сложенные крепи из бревен, держащие на себе многометровую земную толщу.

...Пулеметная трель отбойного молотка стучит приглушенно, будто придавленная тремястами метров породы. Да, именно сознание того, что он работает для ребят, для всей бригады, для общего дела, будоражит силы Ивана Лещинского, заставляет крепче держать отбойный молоток...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Гость с «Кон-Тики» – читателям «Смены»

6 октября 1914 года родился Тур Хейердал

«Гинденбург» идет ко дну

Плавучая тюрьма