- Конечно, трудности были, но у нас, эксплуатационников, жизнь сравнительно спокойная. Вот кому действительно трудно приходится - линейным техникам и рабочим. Морозы до сорока градусов, снежные бури, а надо спешить на линию исправлять повреждение. На некоторых участках провода подняты на опорах на высоту пятнадцати - семнадцати метров. А тут ветер... Представляете? Раньше ребята пробирались вдоль линий на лыжах. Теперь мы получили хорошие вездеходные машины - гусеничные транспортеры. Радиус работы все расширяется... Но это и хорошо! - заканчивает инженер с улыбкой.
Оленегорск... Не ищите этого названия на географической карте: его еще нет. Формально Оленегорск называется пока поселком, но фактически это настоящий город. И ему нужна электроэнергия: у него уже целые улицы каменных домов, клуб, гостиница, телеграф, телефон...
Больше всех в Оленегорске потребляет электроэнергии железорудное предприятие. Оно возникло лишь пять лет назад. В горах тундры, где раньше бродили лишь стада оленей, были найдены богатые запасы железных руд - магнетитов и гематитов. Руды хорошие, без вредных примесей фосфора и серы. Однако руды требовалось обогащать, то есть освобождать от пустой породы, и поэтому одновременно с рудником стали строить обогатительную фабрику.
Вот они перед нами, красные корпуса фабрики, соединенные узкими переходами, по которым движутся ленты транспортеров. Сюда электровозами в думкарах доставляется руда с разработок, а по другой ветке готовая продукция отправляется в Череповец, Вологодской области, на новый гигант черной металлургии.
Проследим за превращениями руды.
Высекая искры, с гулким грохотом падают многотонные глыбы в пасть щековой дробилки.
- Как орехи щелкает, - кивает на дробилку рабочий. Он обслуживает этот мощный механизм, построенный в Свердловске. Железные челюсти легко раскалывают глыбы на мелкие части.
Ленты транспортеров несут раздробленные куски руды к другим механизмам - стержневым и шаровым мельницам, магнитным сепараторам и осадочным машинам. Все они постепенно превращают куски в порошок черно-серого цвета. Это железный концентрат - пища для домен.
- Первое время Череповецкий завод был не совсем доволен качеством нашего концентрата, - говорит заместитель управляющего предприятием молодой инженер Виктор Иванович Панкрушин. - Сколько раз мы переналаживали механизмы, сколько провели лабораторных исследований!... Но теперь дело пошло на лад. Концентрат отлично плавится. Только давай, только давай! - энергично восклицает инженер. - Уголь череповчане получают из Воркуты, а руду - только от нас. Железо Заполярья!... Неплохо звучит, не правда ли? Раньше сюда посылали сырье, продукты, машины. А теперь Заполярье само становится базой снабжения старых индустриальных районов. Север начинает давать металл Ленинграду, из северного металла будут строиться и станки, и турбины, и точные приборы.
Явление действительно знаменательное. Рядом с Центром и Донбассом, рядом с Уралом и Сибирью начинает набирать силы новый молодой металлургический район. Оленегорск - только начало. Еще большие запасы железных руд обнаружены южнее Оленегор - ска, у берегов спрятанного в лесистых зарослях озера Ковдоро. Там еще только роется котлован под корпуса обогатительной фабрики, по типу такой же, как в Оленегорске, но более крупной и оснащенной еще лучше; воздвигаются автоматизированный бетонный завод, механические мастерские, жилые здания.
Энергию электричества должна дополнить энергия молодежи, для рук которой здесь много дела.
«Монче» на языке саами, древнейших обитателей этих мест, означает «красивый». «Монче - тундра» - «красивая тундра». Так прозвали район, соседний с Оленегорским, за чудесный пейзаж, сочетающий снежную белизну отрогов Хибин с синевой озер и темной зеленью хвои. Но в наши дни старое название наполняется еще и новым смыслом. Мончегорск - один из самых красивых и благоустроенных городов Севера. Строители Мончегорска, его архитекторы, коммунальники, снабженцы показали, что суровые условия Заполярья не преграда для тех, кто горячо и увлеченно заботится о нуждах населения.
... На станции Оленья мы пересели на рабочий поезд. Ветка железной дороги углублялась в самое сердце тундры. В Мончегорск прибыли к полуночи.
Мы думали, что забрались бог весть куда - семь дней скачи - не доскачешь! - но оказалось, что в гостинице почти нет свободных номеров. Здесь проживали артисты областного театра, приехавшие на гастроли, командированные из Москвы инженеры, геодезисты и геологи из экспедиционной партии Академии наук, лекторы, журналисты и другой кочевой народ.
Назавтра я проснулся очень рано: незакатное солнце било в глаза. Сияющий белизной стен номер был обставлен со скромным уютом: пушистый коврик у кровати, вделанный в стену широкий одежный шкаф, а в нише - умывальник с кранами горячей и холодной воды, с зеркалом и стаканами для бритья.
Позавтракав в буфете холодной бужениной и свежими огурцами из местного совхоза, я вышел на улицу, которую вчера не успел как следует рассмотреть.
По обе стороны широкого проспекте высились большие здания. По мостовой бежали красно - желтые комфортабельные автобусы московского автозавода, точно такие же, какие мчатся по магистралям столицы.
Трудно было представить, что эта оживленная улица с зеркальными витринами магазинов, с театральными афишами на перекрестках еще не так давно была лишь пустынной просекой среди леса.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.