На севере дальнем

Мих Златогоров| опубликовано в номере №704, сентябрь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

На одном из таких кораблей, носящем имя Н. В. Гоголя, нам удалось побывать в промысловом рейсе.

Трал на этом красавце - корабле спускают не с борта, как на других судах, а с кормы, что значительно облегчает и ускоряет весь процесс лова рыбы.

Вместе с капитаном Кириллом Александровичем Патоном поднимаемся в кормовую рубку «Гоголя». Капитан включает особый прибор, точно фиксирующий плотность концентрации в рыбном косяке (он называется «фишлупа»). За стеклом вспыхивает зеленый столбик. Я вижу, как столбик поднимается и опускается, меняется в толщине... - Электрический импульс проходит через толщу воды, - объясняет капитан. - Вот это утолщение у основания столбика показывает, что рыба здесь есть. Сейчас будем спускать трал...

Началось траление. Капитан все время следил за показаниями «фишлупы». Остроумный прибор позволил быстро и без потерь поднять по наклонной кормовой площадке - слипу - огромный мешок трала, набитый треской и окунем. За один подъем трала взяли около десяти тонн.

Мы спустились вниз, в закрытое помещение, куда уже с верхней палубы через загрузочный бункер и спускные желоба лился серебристый поток живой трепещущей рыбы.

«Линия филе». Молодая работница (первый раз в море, а чувствует себя хорошо!) достает из бункера рыбину за рыбиной и закладывает их в гнезда белого вращающегося стола головорубной машины. Вот гнездо подошло к дисковым ножам, и сразу отделилась рыбья голова, а за ней другая, пятая, десятая...

Рядом с головорубом стоит филетировочная машина. Конструкция ее продумана во всех деталях. Машина сама автоматически измеряет обезглавленную рыбу. И соответственно устанавливает ножи в таком положении, чтобы полностью, но не захватывая лишнего мяса, вырезать хребтовую и реберную кости. Эти кости тут же уносятся транспортером в утилизационную установку: их перемелют в муку. А бескостную рыбью тушку машина аккуратно разрезает на две равные части - филейчики.

Равномерно, с удивительной точностью, падают и падают светло - розовые филейчики на ленту транспортера. Лента несет их сначала к мойке, а потом - к морозильным камерам.

На обычных траулерах рыбу засаливают в трюмах. Здесь, на плавучем заводе нового типа, всю рыбу замораживают. И замораживают не позже, чем через час после того, как она поднимается тралом со дна моря: потребитель должен получить свежую первосортную продукцию!

Корабль обладает своей электростанцией. Генераторы развивают общую мощность, равную мощности четырех средних траулеров.

Такова вкратце техника плавучего завода. Но наш рассказ будет не полон, если мы не сообщим, какие здесь созданы бытовые удобства для команды. Всюду чистота и порядок. В матросских кубриках - удобные койки с лампочками у изголовья, радиорепродукторы. У каждого моряка свой индивидуальный шкафчик для белья, одежды, вещей. На корабле работает механизированная прачечная. В салоне можно в свободные минуты играть на пианино, сражаться в шахматы, получать из библиотеки книги, журналы. Почти каждый вечер здесь демонстрируется кинокартина.

Траловый флот стремительно растет. И ему нужно все больше и больше молодежи - грамотной, дисциплинированной, смелой.

Пульт в Мурмашах

... Стройное белое здание гидроэлектростанции возвышается над водной гладью. Неподалеку шумит лоток, падающий с железобетонного водосброса. Вдаль, в сопки, уходят высокие ажурные мачты высоковольтной электрической линии.

- Самая северная из всех гидростанций Европы, - сказал нам дежурный инженер Михаил Михайлович Христенко. Кроме него, никого на Туломской станции не было: агрегаты работали автоматически. - Такие автоматизированные фабрики электроэнергии есть и на реке Ниве и на других речках и озерах Заполярья. Гидроресурсы края колоссальны. Бурлящие о камни быстрые реки тундры обладают ценной особенностью - большим падением на коротких дистанциях: примерно четыре - пять метров на километр, - рассказывает Христенко. - Это позволяет строить станции экономично и получать дешевую энергию. Наша станция - пионер, она была построена еще в годы первых пятилеток. Работала с предельной нагрузкой. Но после войны у нее появилось много сестер - помощниц.

Почти каждые два года вводилась в строй новая станция. Уже сейчас Мурманская область вырабатывает больше электроэнергии, чем ее вырабатывалось во всей царской России в 1913 году. А в ближайшие годы будут построены еще семь гидроэлектростанций.

- Мы включены в кольцо. - Инженер показал на большой пульт управления. На нем светились красные и желтые огоньки. - Отсюда, из Мурмашей, мы управляем не только Туломской, но и большинством других энерготочек Кольского полуострова. Телемеханизация позволяет контролировать работу генераторов, удаленных отсюда на двести пятьдесят и больше километров. Пуск и остановка агрегатов, включение резерва, регулировка - все автоматизировано.

Просим инженера немного рассказать о себе. Он приехал сюда девятнадцать лет назад, сразу после института, и никуда отсюда не уезжал: полюбил этот глухой, диковатый, но своеобразно красивый уголок. А сейчас в Мурмашах есть и клуб, и санаторий, и хорошая школа, где учатся его дети. Вот так же сложилась жизнь и других инженеров - энергетиков. Его старший товарищ, заместитель главного инженера «Колэнерго» Матвей Исаакович Зархи, работает здесь двадцать два года, он был участником стройки.

- Вероятно, вам и всем товарищам пришлось преодолеть немалые трудности?

Христенко отвечает не сразу:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Я-11-17

Повесть о приключениях капитана Дементьева (Продолжение. См. «Смену» № 17)