Из записной книжки
... Сурова здесь природа: промерзшую землю можно взять только аммонитом; мучительно медленно растут деревца - сосенки с искривленными вершинами и карликовые березы. И всюду камни, камни, камни, обросшие мхами и лишайниками, да седой ягель. А на побережье яростно бьется о голые скалы всегда беспокойное Баренцево море.
Русские люди еще несколько столетий назад основали на этой угрюмой земле первые поселки, рыбацкие становища. Но богатства края лежали втуне.
За годы Советской власти в тундре Кольского полуострова выросли города с заводами и рудниками, с десятками тысяч жителей. За чертой Полярного круга возделываются хлебные злаки, выращиваются овощи, развивается молочное животноводство. По всему полуострову, горят огни домов культуры, театров, учебных заведений. Страна получает из Заполярья металлы, «камень плодородия» - апатит, разнообразные продукты химической промышленности. Мы не говорим уже о гигантском росте рыболовного флота - Мурманск занимает сейчас в Советском Союзе первое место по вылову рыбы.
Достаточно в первый раз приехать в Мурманск, чтобы сразу почувствовать своеобразие этого города.
В порту, на улицах города, в клубах и в учреждениях - всюду вы чаще всего встречаете людей в черных шинелях, бушлатах и тужурках с золотыми нашивками на рукавах. Труженики моря - матросы, штурманы, мастера по добыче рыбы с промысловых судов, моряки торгового флота, капитаны ледоколов, сделавших Северный морской путь вдоль берегов Сибири оживленной транспортной артерией, соединяющей Запад с Востоком, - вот основное население Мурманска. Город овеян дыханием океанских просторов. Море, морские перевозки, рейсы траулеров и пловучих баз, цифры добычи рыбы, освоение новых уловистых «банок» - неизменная тема всех разговоров мурманчан.
Мурманск возник в годы первой мировой войны и был сильно разрушен в годы второй. Гитлер бросил на штурм этой заполярной твердыни Советского Союза отборные горно - альпийские дивизии, получившие отличия за взятие Крита и Нарвика, но все атаки врага встретили сокрушительный отпор.
Главную ставку гитлеровцы делали на разрушение города с воздуха. Разбойничьи бомбежки продолжались беспрерывно всю войну, вплоть до апреля 1945 года. Почти три четверти жилых домов Мурманска были сожжены. Тяжелым разрушениям подверглись портовые сооружения, причальные линии, мастерские, склады, культурные учреждения, школы. А сейчас Мурманск не только полностью восстановлен, но и значительно вырос и украсился кварталами новых зданий. В городе несколько клубов моряков (один с плавательным бассейном), кинотеатр, научные и учебные институты; строятся драматический театр, телевизионный центр, стадион, новый большой кинотеатр.
Кипучая жизнь в Торговом порту. У пирса - грузовые пароходы, доставившие лес из Сибири, уголь из Воркуты; ледоколы, научно - исследовательские суда. Работяги - краны - портальные и гусеничные - ни минуты не стоят без дела, как и автопогрузчики, штивующие машины, ленточные транспортеры.
Главный инженер Василий Григорьевич Калинин показывал мне заканчивающуюся стройку нового участка порта, специально предназначенного для погрузки апатитовых концентратов. Механизация здесь будет доведена до такой степени, что ручного труда совсем не станет. Сроки нахождения судов под погрузкой сократятся в пять раз.
- Для наших портовых рабочих создаются новые удобства, - сказал Калинин. - Люди будут надежно защищены от пыли. Смотрите, здесь у нас оборудуются душевые, здесь - камеры обеспыливания, здесь - комнаты отдыха...
Апатит - большое богатство Кольского полуострова. Кстати, знаменитый комбинат «Апатит» сейчас значительно расширяется, и туда едут сотни добровольцев - строить в Кировске и его окрестностях производственные корпуса, новые школы, детские сады, магазины, клубы. Колхозы и совхозы страны требуют все больше минеральных удобрений. Через Мурманский порт Советская страна щедро делится этим богатством также и с другими странами, заинтересованными в подъеме своего сельского хозяйства.
Другое богатство края - рыба.
Огромный промысловый флот Мурманского бассейна базируется в Морском порту.
Здесь поражает взгляд обилие кораблей. Траулеры, сейнеры, лихтеры, плавучие базы стоят у причалов в пять - шесть корпусов. Лов рыбы в Баренцовом море и в Северной Атлантике ведется круглый год, днем и ночью из трюмов выгружаются обильные уловы трески, окуня, атлантической и полярной сельди.
Автору этих строк приходилось плавать на стером, заслуженном советском траулере, носящем имя Сергея Мироновича Кирова. Траулер «Киров» первым из промысловых судов выловил за год 52 тысячи центнеров рыбы. До начала пятой пятилетки это считалось большим достижением. Но траулер «Россия» в 1954 году смог поднять на борт уже не 52, а почти 70 тысяч центнеров. В шестой пятилетке уловы будут еще более богатыми.
Траулеры типа «Россия» значительно отличаются от паровых траулеров типа «Киров». Они работают не на угле, а на дизельном топливе. В то время, как паровые траулеры могут находиться на промысле не более двадцати суток, дизельные имеют возможность в течение трех месяцев «пахать» море в разных направлениях: они берут с собой изрядный запас пресной воды, горючего, соли и всего, что необходимо рыбакам. При успешном завершении рейса дизельный траулер доставляет в порт не менее тысячи тонн рыбы, около ста тысяч банок консервов «Тресковая печень» и до тридцати тонн рыбьего жира.
В прошлом году наш рыболовный флот обогатился еще более совершенными и производительными судами, чем траулеры типа «Россия». Мощная машина (1 900 лошадиных сил) позволяет развивать скорость четыре с половиной узла и давать 140 оборотов в минуту. Водоизмещение - 3 600 тони.
Всю добываемую в море рыбу такие траулеры сами же и обрабатывают, а вернувшись в порт, выгружают свою продукцию прямо в железнодорожные вагоны.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.