На счастливой улице

В Чачин| опубликовано в номере №573, апрель 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда война началась, наши кировцы по указанию товарища Сталина освоили военную продукцию. Боевая техника с маркой «Кировец» себя тоже оправдала. Я сам с товарищами её испытывал. Да у нас про это все знают. А за границей наши враги особенно помнят...

После войны разрослось промышленное строительство. Куда ни посмотри, всё строится. Сколько стройматериалов нужно,

особенно леса! Узнали мы, что наши лесорубы пробуют лес хлыстами трелевать. Это - дело большое, спорое. Но для такой работы тракторы нужны мощные, проходимые. Опять наш Кировский завод от страны не отстал. Делаем мы сейчас такие тракторы, «КТ - 12» называются. Вот знатный северный лесоруб Иван Котов про них знает. Машина лучшая в мире. Такой ни в одной стране нет.

Начали по указанию товарища Сталина на Волге плотины сооружать. И мы свой подарок строителям отправили: колонну специальных тракторов и другую продукцию. Уже с Волги ответные письма есть, благодарят нас, кировцев, обещают трудом оправдать подарки. Нам, конечно, такое приятно читать.

Сейчас вместе с Михаилом Павловичем Решетовым на славном Кировском заводе работают и его дети. Леонид работает инженером, а Галина - конструктором.

Леонида привёл на завод отец. Привёл, поводил по цехам, показал всё, что было интересного, познакомил сына с товарищами:

- Мой вот токарем хочет быть.

Приятно старикам, что пришла на Путиловский молодёжь, всяк норовит к себе в ученики взять, передать парню свой опыт, хватку в работе. Постоял Леонид с полгода у токарного станка, научился точить самые ответственные детали. Кажется, всего достиг человек. Ремесло знает, почёт есть. Чего же ещё парню надо? Но не так думал Леонид. Завод открывал перед пареньком большие, светлые дороги дерзания, творчества.

Страна жила пятилетками, бурно строилась, росла. Кировский завод был как боевой штаб на фронте отечественного машиностроения. Всё, что нужно было стране нового, сейчас же экспериментировал и выполнял Кировский завод. На людей смотрели так: можешь дать больше, можешь шагать дальше, так шагай, твори, дерзай. Не останавливайся, учись, иди дальше.

Видел Леонид, как появились в цехах молодые, безусые инженеры - выпускники вечернего вуза. Солидно щурились на деталь, старались басом давать указания, а в обеденный перерыв забывали о солидности, сбрасывали ботинки и босиком играли в футбол на заводском дворе. Узнал Леонид от них, что есть при заводе свой вечерний техникум, а в городе существует заочный институт. Учись без отрыва от работы и через пять лет будешь инженером.

- А что для этого надо? - спросил токарь новых товарищей.

- Желание, только и всего.

В этот же день Леонид пришёл к начальнику цеха, изложил свою просьбу.

- Это правильно, - поддержал парня начальник цеха. - А книги ты любишь читать?

Замялся паренёк. Не всегда находил Леонид время для книг, всё больше футболом увлекался.

- Что же, учись. Чем нужно будет помочь, спрашивай - не откажем. Только читай, парень, больше. Учись по - настоящему, не так, как нам в молодости приходилось.

Прошло пять лет, и Леонид получил диплом инженера.

Часто по вечерам собирается дома вся семья старого пути - ловца, и тогда начинается интересный разговор о делах на заводе, о новых марках тракторов, о машинах будущего. У Решетовых есть всё для того, чтобы творить. Сын и дочь хорошо владеют теорией, а у Михаила Павловича богатая практика. Уже 55 лет работает он на славном заводе. Он всех на заводе знает, и его знают. Привыкли встречать Михаила Павловича по утрам у проходной завода молодые рабочие, его уважают все труженики Нарвской заставы.

Встаёт над Нарвскими воротами ленинградское утро. Дымит, гудит беспокойная, славная Нарвская застава. Первые лучи солнца упали на бронзового, в распахнутом плаще Кирова. Киров улыбается солнцу, смеётся, широко шагает навстречу прохладному утру, навстречу трудовой Нарвской заставе. Проснулась Нарвская застава, готовясь к трудовому дню. Встали и в семье Решетовых. Уже позавтракали, собираются на работу. Леонид задумчиво смотрит в окно, улыбаясь, говорит отцу:

- Шестнадцать лет назад я впервые шёл этой почётной дорогой к воротам завода. Правда, тогда тише гудел завод: цехов было поменьше да не так велик был людской поток. Но не в этом дело. Главное - это как идут люди на завод, какие у них лица, чувства, улыбки. Был бы я художником, то на самом большом полотне запечатлел бы незабываемые минуты. Морозный воздух, смеющиеся лица, румянец на щеках. Люди идут по красивой, светлой улице. В этом людском потоке нет старших и младших - все равны. Вот седоусый путиловец. Он шагает солидно, неторопливо, а рядом - юноша. У парнишки ушанка на затылке. Варежки снял - мешают, показывает на пальцах, как точил детали или что - то крепил уж очень сложное, интересное. Но старый рабочий снисходительно молчит, прячет улыбку. Вот, мол, придём в цех, там и покажешь. А дальше нарисовать других людей, которые так же радостно идут к цехам, навстречу созиданию, навстречу трудовому дню. В этой картине обязательно должно быть много солнца, света, воздуха. А вот как это сделать, художнику лучше знать.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Связная Цзинь Фын

Продолжение. См. «Смену» № 6.

Отец русской авиации

Н. Е. Жуковский