Нынешней зимой мне довелось побывать в городке, стоящем на берегу большой русской реки. Раньше такие городки называли уездными. Теперь здесь несколько заводов, электростанция, на берегу возвышается громада элеватора, город живет кипучей трудовой жизнью.
Но вот наступил вечер. И я не узнал города. Его улицы, освещенные электрическими фонарями, опустели. Безлюдно было и в городском парке.
- Парк у нас зимой не работает, - сообщил мне случайный прохожий. - До весны закрыли...
Свернув в боковую улочку, я вдруг услышал смех, негромкий говор, перебор тальянки.
У ворот - группа молодежи. Несколько пар танцуют на снегу, в валенках, в пальто. Я разговорился с парнишкой, который не танцевал.
- И так каждый вечер?!
- Ну... не всегда. Летом во дворе «козла» забиваем или в город на танцы ходим...
- А как же Дом культуры? Почему вы там не проводите свой досуг?
Парень иронически усмехнулся:
- Приезжий, видно... Да вы сходите туда сами.
... В фойе на красивой доске висел месячный план работы Дома культуры. Названия кинофильмов перемежались одним и тем же: «Вечер танцев». Две лекции были на темы: «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний» и «Как закалять свою волю»...
В тесном уголке под лестницей - несколько столиков. Здесь, как гласит надпись, можно поиграть в шашки и «другие настольные игры». За стойкой скучала буфетчица: покупателей нет - только что начался сеанс.
Все это было настолько удручающе, что у меня даже пропала охота повидать директора... Понятно, один из тех клубных деляг, о которых пишут фельетоны!
Но оказалось, что я поторопился с выводами.
- Что вы! Наш Вася совсем не такой! - горячо возразила мне буфетчица. - Просто очень трудно ему: опыта нет! Да и работает он всего три месяца. Хотел было и танцевальный кружок организовать, и пьесу поставить, и хор собрать, да не знает, как и с чего начинать...
... Я недаром начал эту статью с упоминания о поездке, хотя статья эта посвящена, казалось бы, совсем иной теме: научно-популярному кино. Приведенный пример, к сожалению, далеко не единичен. И разговор о Доме культуры, собственно, потому и начат, что фильмы, о которых пойдет речь ниже, могут оказать самое непосредственное влияние на культурно-массовую работу!
Не вызывает никакого сомнения, что в городе, о котором я рассказал, есть люди, любящие искусство. Многие из них сами выступают на самодеятельной сцене. Но им надо помогать и в выборе репертуара и в работе над ролью, над постановкой танца или организацией хора.
С подготовкой квалифицированных кадров руководителей самодеятельности сейчас вопрос стоит остро. Семинары, курсы, школы при народных домах творчества еще не в состоянии восполнить эту нехватку.
И тут на помощь должно прийти научно-популярное кино.
До сих пор наше документальное кино почти не затрагивало конкретные, практические вопросы художественной самодеятельности. Как правило, фильмы об этом не выходили за пределы «киноотчета» о каком-нибудь смотре, показа уже достигнутого.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
На международном конкурсе парикмахеров