Складывалась необычная для традиций нашей области ситуация: кадровые текстильщики все чаще стали возражать, если их дети собирались пойти по стопам родителей. Наши комсомольские работники, занимаясь профориентацией в школах, не раз сталкивались с такой проблемой – юноша или девушка и хотели бы пойти в текстильное ПТУ, на фабрику, да родители противятся.
Позиция родителей имела под собой серьезную основу. «Зачем моей дочери, – рассуждала ткачиха (прядильщица, красильщица), – попадать в такие условия? Шум, пыль, жара, влажность, химические испарения, бытовых удобств никаких, станки допотопные...» Может быть, рисуется слишком мрачная картина? Факт есть факт: возраст многих наших текстильных предприятий выражается трехзначной цифрой. Даже сравнительно недавно – это и на моей памяти – старость фабрик видна была не только в старых стенах, но и в старости, отставании от времени многого другого: оборудования, условий труда, социального строительства. Ткацкие станки с ременной передачей, грохочущие, вибрирующие, запыленные, знакомы мне не по учебникам текстильного института... Когда жили мы победнее, когда не хватало тканей и главным было поскорей одеть людей, не до всего доходили руки, не на все доставало сил и средств. Конечно, за много-то лет происходили изменения и на старых фабриках, но не в тех объемах и не такими темпами, как хотелось бы. Словом, сама жизнь подвела к моменту, когда подход к обновлению предприятий должен был совершенно измениться.
Прежде всего отмечу масштабы: за несколько лет коренной реконструкции подверглись около пятидесяти текстильных фабрик и комбинатов области; в плане, на ближайшие годы – полное обновление еще тридцати двух. Реконструкция и техническое перевооружение текстильных предприятий Ивановской области объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
Но суть, конечно, не в одних масштабах. Принципиальная основа современной реконструкции – комплексность. Создание здорового микроклимата, вентиляция и кондиционеры, шумопоглощающие потолки, устройство хороших бытовых помещений, механизация и автоматизация ручного труда – это встало в один ряд с обновлением оборудования. Вместе с перестройкой фабричных корпусов строятся жилье, объекты соцкультбыта, детские учреждения – все в одном плане реконструкции, в комплексе.
Как велась реконструкция, к примеру, на родниковеком меланжевом комбинате «Большевик»? Параллельно с заменой старых станков построили прекрасный профилакторий; бывшие мастерские реконструировали под поликлинику, да такую, что иной город позавидует. На месте свалки создали зимний ботанический сад с искусственным водопадом, родничком, с двумя сотнями растений со всех континентов... Перечислить все, что сделано в плане реконструкции на предприятиях, невозможно: каждое старается проявить максимум фантазии, использовать любые возможности для улучшения условий труда и быта текстильщиков, на каждом есть что-то свое, необычное.
Суть комсомольского шефства над реконструкцией текстильных предприятий можно определить кратко – организация социалистического соревнования на всех этапах, от проектирования до полного освоения новых мощностей. Но дело это не столь простое, как может показаться.
Возьмем стадию проектирования – уже здесь появляется масса проблем: ведь проектировщик связан условиями действующего производства, переплетением старых инженерных коммуникаций. Работа сложная и требующая постоянных контактов с инженерами и рабочими предприятий. Чем тут может помочь комсомол? Нам кажется, мы нашли действенную форму – это договоры о творческом содружестве комсомольских организаций предприятий и проектных, учебных институтов. В рамках договоров – совместные собрания, субботники и воскресники, лекции для молодых рабочих. В институтах комсомольцы контролируют выпуск проектно-сметной документации, ведут авторский надзор за ходом работы на подшефных предприятиях. Надо отметить, что комсомольский контроль не только фиксирует различные упущения, но часто и предотвращает их. Так, на одном из этапов проектирования возникла угроза срыва выдачи рабочих чертежей фабрике имени С. И. Балашова. По представлению «Комсомольского прожектора» и народных контролеров ГПИ-6 этот вопрос рассмотрели на производственном совещании, строго спросили с руководителей трех отделов института. В результате чертежи были переданы сметчикам вовремя.
Конкретность – вот что сейчас определяет связь комсомольцев институтов и предприятий. Год от года увеличивается число актуальных дипломных и курсовых проектов, которые решают реальные задачи. Так, только за один год на Ивановском меланжевом комбинате внедрено девять дипломных работ студентов.
...Наверное, сейчас нет молодого рабочего или специалиста, который не участвовал бы в соревновании за ускорение темпов реконструкции. Строительство новых и перестройка старых корпусов, монтаж оборудования, автоматизированных систем управления ведутся хозспособом, то есть своими силами. При всех текстильных ПТУ созданы строительные группы; комсомольские организации фабрик организуют временные бригады из числа молодых рабочих. Фактически каждый работник фабрики так или иначе лично причастен к реконструкции. Опыт показал, что объекты реконструкции хорошо подходят для передачи строительным бригадам на подряд. Так делали на фабрике имени С. И. Балашова и убедились, что при жестких сроках реконструкции выгоды бригадного подряда проявляются особенно наглядно. Заключаются подрядные договоры и со студенческими строительными отрядами. Но, к сожалению, дела так обстоят не везде. Часто на небольших объектах работает по нескольку мелких бригад с общим числом рабочих больше, чем требуют объемы. И это при повсеместной нехватке людей! Основная причина в том, что хозяйственные и планирующие органы почему-то считают хозспособ второстепенным, что ли, и необходимое технологическое оборудование, строительные механизмы, материалы выделяют под эти работы не полностью. В таких условиях прогрессивный подрядный метод внедрять непросто... Видимо, сложившийся порядок уже не отвечает требованиям времени и его необходимо менять.
Есть и другая сложность. Реконструкция – процесс небезболезненный, потому что ведется она без остановки действующего производства и без снижения плановых заданий. Чем шире масштабы реконструкции, тем больше трудностей с выполнением планов. Разумеется, трудности временные, но не все их выдерживают. В этот период, бывает, материальное стимулирование инженерно-технических работников уменьшается – и, как следствие, увеличивается текучесть кадров... Мы, со своей стороны, стараемся заинтересовать молодых специалистов в широком участии в реконструкции – для этого используются и творческие конкурсы, и договоры о содружестве институтов и предприятий, и комсомольские общественные конструкторские бюро – в них молодой специалист сразу получает пусть небольшую, но самостоятельную тему. Тем не менее вопрос этот сложный. На наш взгляд, Минлегпром СССР обязан разработать стройную систему материальных и моральных стимулов, поддерживающих реконструкцию.
...«Досрочно построить – досрочно освоить!» – под таким лозунгом идет соревнование молодых текстильщиков. Статистика показывает, что молодежь осваивает новую технику примерно в полтора-два раза быстрее нормы. Случайно ли это? Думаю, нет. Реконструкцию мы с самого начала рассматривали в тесной связи с обучением кадров. Ивановские школьники в 9 – 10-х классах проходят углубленную трудовую подготовку: один день в неделю занимаются теорией и практикой ткацкого дела – это входит в учебную программу. Результат этой подготовки и летней трудовой четверти таков, что на фабрики и в училища приходят почти сложившиеся, квалифицированные работники: вместе с аттестатом зрелости многие школьники получают и рабочие разряды. Реконструкция поднимает и престиж профессии. Например, в городе Вичуге в прошлом году пришли на текстильные предприятия 38 процентов выпускников школ вместо обычных 8 – 12.
Новая техника, лучшие условия труда дали новый импульс движению многостаночников. Основывается оно на продуманном инженерном обеспечении. На всех предприятиях вошло в правило: каждый молодой специалист получает творческую работу и, выполнив ее, отчитывается перед главным инженером. Тематика творческих работ разработана по всему технологическому циклу. Вот, к примеру, творческая работа молодого мастера ткацкого цеха Любови Лебедевой – «Освоение оборудования». Что конкретно это означает? За счет модернизации станков, повышения производительности, квалификации рабочих Любе удалось высвободить помощника мастера и одну ткачиху в каждой смене.
Соревнование многостаночников невозможно и без рабочей инициативы. 120 ткацких станков взялся обслуживать молодой помощник мастера, лауреат премии Ленинского комсомола Виктор Кочетов. В его бригаде вместо заправщиков основ ввели наладчиков оборудования, которые делают все подсобные работы, мелкий ремонт, заправку станков. Кочетов разработал и успешно применяет график обслуживания станков, в котором все расписано по часам.
В разгар реконструкции на наших предприятиях начали внедрять бригадную форму организации труда. Мы убедились: когда вместо малочисленных комплектов создается крупная бригада, применяющая коэффициент трудового участия, – это позволяет резко поднять производительность труда, быстрее осваивать оборудование, сокращать его простои. И что еще важно – молодежь в таких коллективах быстрее адаптируется, быстрее повышает квалификацию. В последние годы число молодых рабочих, не выполняющих нормы выработки, заметно снижается.
Реконструкция создала все предпосылки для встречного планирования – сейчас встречные планы имеют все текстильные предприятия и все комсомольские организации. Встречный план, в свою очередь, заставил нас искать новые формы соревнования комсомольцев и молодежи.
Есть Такое часто употребляемое выражение – надо дойти до каждого человека. Но как это сделать практически? И у нас так долго было: в соревновании на деле участвовали лишь немногие – у большинства, особенно новичков, почти не было шансов войти в число победителей. Подростки вообще были выключены из соревнования. Скромно держались в тени «середняки». Причина – уравнительный принцип в соревновании, одинаковые требования к начинающему и квалифицированному рабочему. Теперь же мы осуществляем дифференцированный подход к организации соревнования молодежи. Просто говоря, это выделение соревнующихся в отдельные группы – работников со стажем до одного года, до трех и более лет, с учетом зоны обслуживания, профессиональной подготовки и так далее. У каждой группы молодежи – свои условия соревнования.
Нынче на предприятиях нет не заинтересованных в соревновании людей, все могут рассчитывать на победу – пусть для начала в группе самых молодых. Мы считаем, что каждый молодой человек имеет право быть лидером в соревновании. Или по крайней мере иметь реальные шансы на лидерство. За один прошлый год мы поощрили около двенадцати тысяч молодых рабочих-победителей. А ведь многие из них в иных условиях могли и не проявить своих лучших качеств.
Здесь напрашивается вопрос: а как мы используем опыт лучших? Нам помогает комплексная система планомерного внедрения передового опыта, примененная впервые на Ивановском камвольном и Яковлевском льняном комбинатах. Система – это несколько последовательных и взаимосвязанных этапов. Начинается она с отбора ценного опыта – на конкурсах рабочего мастерства, во время общественных смотров эффективности и качества, путем обмена опытом с родственными предприятиями. Потом производится анализ лучших приемов работы, составляются «карты новаторского опыта» по всем профессиям, организуется обучение всех рабочих.
Главная цель системы – чтобы достигнутое не только было в массовом порядке закреплено, но и превзойдено. Так, на одном Ивановском меланжевом комбинате имени К. И. Фролова за год изучен и обобщен опыт 405 лучших молодых рабочих, составлено 64 « карты новаторского опыта ». Пользуясь ими, можно детально изучить те новинки, которые применяют лучшие рабочие, выяснить, где экономится время и из чего складываются дополнительные метры ткани и килограммы пряжи. А всего в области ежегодно повышают квалификацию более 20 тысяч молодых рабочих.
...Реконструкция, как видите, затрагивает все стороны жизни предприятия. Если говорить о ее эффекте в социальном плане, то это новые формы и уровень соревнования, открытие новых пластов рабочего творчества, новые возможности роста молодежи.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.