На пороге второго десятилетия

Э Эстрова| опубликовано в номере №181, февраль 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Оппортунисты взяли почти открытый курс на ликвидацию фабзавуча и замену его краткосрочными формами подготовки. Это была попытка передать монополию подготовки квалифицированной рабочей силы Гастеву. Комсомолу пришлось выдержать с ним длительную принципиальную борьбу за профессионально-техническую школу для подростков. Комсомол решительно выступил против гастевских попыток ограничить подготовку рабочей молодежи краткосрочной тренировкой, которая дает рабочему лишь первоначальные производственные навыки.

XVI съезд партии разрешил споры с Гастевым, признав фабзавуч основной формой подготовки квалифицированных рабочих из подростков. Таким образом, ставка Гастева на монополию была бита. Вместе с тем, XVI съезд партии указал, что наряду с развертыванием фабзавуча в ближайшие годы должны быть сохранены и получить более широкое развитие краткосрочные формы подготовки взрослых рабочих. Это налагает на комсомол обязанность работать над улучшением краткосрочных форм подготовки.

Оппортунисты в свое время держали ставку на вытеснение подросткового труда с производства. В 1928 г. при благосклонном участии тов. Томскою броня ученичества была сокращена на 40 тыс. человек. Сокращалось и количество школ фабрично-заводского ученичества. За один 1925/26 г. количество школ по РСФСР сократилось с 399 до 345. Оппортунисты предсказывали близкую кончину фабзавуча. Вот что писал один из горе - теоретиков оппортунистической теории о негодности фабзавуча, тов. Розенблюм, в 1928 г.: «Мы предлагаем раз навсегда отказаться от навязчивых идей фабзавуча, которые давно устарели и тормозят общее дело подготовки квалифицированной рабочей силы». Сейчас, когда ФЗУ насчитывает в своих мастерских больше полумиллиона подростков, когда выпуск 1931 года даст 118 тыс.

квалифицированных рабочих, сейчас тов. Розенблюм, навряд ли, будет доказывать, что «фабзавуч тормозит дело подготовки рабочей силы». Решения XVI партсъезда многих вылечили от навязчивых идей о негодности ФЗУ.

Овладеть высотами техники

Особенно велики успехи комсомола в борьбе за фабзавуч в последний год. За прошлый год фабзавуч вырос больше, чем в три раза. Сейчас фабзавуч насчитывает больше 500 тыс. учащихся. В этом году будет вовлечено еще 700 тыс. подростков. Растет удельный вес фабзавуча. Еще год тому назад фабзавуч по удельному весу составлял три процента всех рабочих. К концу этого года фабзавуч будет составлять семнадцать процентов всего состава рабочего класса. Еще год назад ФЗУ на отдельных заводах (Тормозной, «Красный пролетарий» и др.) выпускали 10 - 20 человек и это было нормальным выпуском. В этом году выпуски отдельных фабзавучей равняются сотням.

Но было бы иллюзией считать, что мы на фронте фабзавуча уже выполнили решения XVI съезда партии. Школа ФЗУ еще не стала основной формой подготовки кадров. А для того, чтобы она стала таковой, нужен не только дальнейший количественный рост, но и коренная перестройка всей качественной работы.

Реконструктивный период, вступление в строй сотен новых предприятий, построенных на базе последних достижений иностранной техники, предъявляют к фабзавучу ряд совершенно новых требований. В восстановительный период ФЗУ готовил кадры для существующих и восстанавливаемых заводов с более или менее стабильным оборудованием. В это время фабзавуч выпускал, в общем, человеческую продукцию неплохого качества. «Комсомольская правда» провела на IX съезде ВЛКСМ анкету. Оказалось, что основной заводской актив комсомола - это бывшие фабзайцы. Многие из них совмещают руководящую работу в комсомоле с ответственной работой мастеров, бригадиров на производстве. На многих предприятиях наиболее важные цехи (например, инструментальный) в большинстве своем состоят из бывших фабзайцев.

Но реконструктивный период ставит по-новому вопрос о качестве. Фабзавучу нужно сейчас выпускать политехнически подготовленного рабочего-общественника, целиком овладевшего новой техникой. Этой задачи фабзавуч не выполнит, работая на старом, изношенном оборудовании.

Вот почему сейчас со всей остротой встал вопрос о переводе части фабзайцев в цех. Только работая в цехе на новом оборудовании, соединяя этот труд с теоретическим обучением, двигаясь в ногу с предприятием, фабзавучник придет на производство обогащенный знаниями, и овладевший новой техникой.

Фабзавуч приходит к своему юбилею с огромными достижениями. Но они не могут затмить те большие прорехи, которые имеются там. Крупнейшей прорехой является неудовлетворительная постановка общественно-политического воспитания. Общественные дисциплины в фабзавуче еще не занимают должного места. В целом ряде фабзавучей ограничиваются одним уроком обществоведения в декаду «в качестве принудительного ассортимента». Между тем, сейчас в фабзавуч вовлекаются новые слои молодежи из деревни и полупролетарских элементов города, задача политического и классового воспитания подростка приобретает особое значение.

Нужно тщательно проверить и просмотреть программу фабзавуча для того, чтобы наполнить ее политическим и классовым содержанием. Нужно добиться, чтобы вся работа и учеба в школе была связана с работой и борьбой предприятия. Нужно перестроить методы учебы фабзавуча.

Многие передовые фабзавучи уже взялись за это дело. Фабзавуч завода «Красный пролетарий» похоронил старую классную систему обучения и перешел на активные бригадные методы. Вся школа разбита на бригады, которые работают и учатся на основе социалистического соревнования и ударничества. Это дало удачные результаты. Необходимо опыт передовых, лучших фабзавучей передавать отстающим. До сих пор этого не было. В Москве наряду с прекрасными школами («Серп и молот», Тормозной, «Красный пролетарий») мы имеем целый ряд отсталых школ (транспортная школа ФЗУ, стройуч и др.). Почему же передовые школы фабзавуча не помогают отсталым? Почему форма общественного буксира не используется фабзавучем?

Перестройка ФЗУ будет лишь тогда действенной, когда ребята, работающие в цехе, и весь фабзавуч будут непосредственно участвовать в выполнении промфинплана цеха и предприятия. Фабзайчата на производстве должны быть активными участниками ударных бригад, плановиками и рационализаторами.

Но из этого совершенно не следует, как думают некоторые, ликвидация в фабзавуче комсомольских и профсоюзных организаций. Некоторые товарищи рассуждают так:

- Раз фабзайчата работают в цехе, пусть они и состоят в цехячейке.

Это неверное утверждение. Прежде всего, в цехе работает часть фабзайцев. Кроме того, фабзавуч - организация, требующая углубленного практического руководства. Это руководство должно осуществляться комсомольской ячейкой, коллективом педагогов и профкомом. Комсомольская ячейка и профком должны работать на основе цеховой ячейки, завкома и заводского комитета комсомола. Ликвидация же ячейки в фабзавуче сорвет работу над дальнейшим улучшением и развертыванием школы.

Борьба за фабзавуч продолжается

Некоторые товарищи думают, что борьба за фабзавуч кончена. Фабзавуч, мол, признан основной формой подготовки кадров, а большего и не требовалось.

Это неправильное мнение. Борьба за фабзавуч еще не кончена. Еще остались кое-где оппортунистические корешки. Некоторые хозяйственники до сих пор, несмотря на решение XVI съезда партии, продолжают пренебрежительно относиться к фабзавучу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены