У моста через реку Сестру, напившись чаю у наших пограничников, мы простились с товарищами.
С одной стороны, стояла толпа, махавшая в воздухе шапками, кричавшая «физ - культ - ура!», с другой - финский пограничный патруль, во главе с офицером. Не удержались ребята - уже с финской территории бросили последнее «физ - культ - ура!» провожавшим. Патруль, сверх ожиданий, принял приветливо, солдаты на ломаном русском языке пробовали удивляться смелости наших участников, справляться о планах путешествия, а в заключение повытаскали финские газеты, где крупным шрифтом извещалось население, что русские лыжники такого - то числа пересекут границу и будут там - то. К великому изумлению, мы увидели свои физиономии в газетах.
Под приветственные крики - «хей - хей - хей» - пограничников начали мы свой путь по ХОЛМИСТОЙ Финляндии, стране, где лыжи давно уже вошли в быт, являются неотъемлемой принадлежностью в доме каждого крестьянина. В Финляндии не редкость, если девушка бегает по делам за 20 - 30 километров на лыжах к соседней станции или городу. У окон каждого крестьянского домика, каждой хаты можно видеть несколько пар лыж, воткнутых в снег.
А у школ лыжи образуют прямо частокол. Каждый школьник обязательно идет в школу на лыжах. У него это так естественно, как у нас в сырую погоду надевать галоши. Поэтому - то ребята такие здоровяки, румяные, веселые и подвижные.
Через 1 1/2 суток, пройдя около 100 килом., мы добрались до Выборга, где были радушно встречены нашим консульством и финским рабочим спортивным союзом.
Чрезвычайно характерно, как финская пресса следила за переходом. Ежедневно печатался бюллетень о пробеге, сообщалось, сколько прошли, где и когда ожидаются, помещались фотографии участников и т. д.
Финские рабочие всюду тепло встречали нас, предлагая обед, ночлег, закидывая (через переводчиков) тысячами вопросов о жизни и далекой России, откуда так много ложных и так мало правдивых сведений. Благодаря телефонной связи, между деревнями нам устраивали встречи и крестьяне.
Когда приходилось проходить мимо школ, то все ребячье население с радостным писком, во главе с учительницей, высыпало на крыльцо, кричало традиционное «хей - хей - хей» или же прилипало мордочками к застывшим окнам, барабаня по стеклам.
По всей Финляндии погода благоприятствовала пробегу. Снегу было достаточное количество, стояли некрепкие, до 60, морозы.
По дороге в Гельсингфорс навстречу нам шел на лыжах мировой финский лыжник - крестьянин Юсси Ниска, приезжавший в прошлом году на розыгрыш первенства СССР в Москву.
Теплая встреча, дружеские рукопожатия и... немая сцена, ибо никто друг друга не понимал. Наконец, через переводчика Ниска пригласил нас к нему в гости, в дом, находящийся в стороне, в 20 верстах от дороги. У Ниски дома свое лыжное производство. Работает сам без мастеров, с помощью брата, выделывает небольшое количество лыж, но зато отборного качества. Наши лыжники говорят, что во всей Финляндии лучшего изготовления лыж не видели.
Четырехлетний сынишка Ниски - заядлый лыжнях, прекрасно ходит на лыжах, преодолевает такие препятствия, горы, с которых съехать взрослому жутковато.
В 5 часов утра, еще в темноту, он, закусив куском черного хлеба с молоком, отправился на прогулку, видимо, считая, что залеживаться с малых лет в постели нецелесообразно.
Ниска познакомил со своим производством, показал огромнейшее количество призов, полученных им за выступления: целый чемодан жетонов, около 20 - ти часов и т. д.
В Финляндии есть обычай выдавать в качестве призов полезную для обихода в хозяйстве вещь. У Ниски все: кровати, шкафы, мебель, картины, вплоть до кухонной посуды, - призы. Везде, на любой хотя бы маленькой вещичке в доме можно найти небольшую серебряную дощечку с датой, когда, где и за что выдан приз.
Распрощались с Ниской, поблагодарили за обещание сделать 12 пар отборных лыж и двинулись в путь. Вдруг вдали показалась фигурка лыжника, который неожиданно замахал в воздухе руками и закричал «хей - хей».
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.