Богиня радуги Ирида не знает усталости. Она прислуживает Гере во время утреннего и вечернего туалета, следит за одеждой и украшениями царицы неба. В ее обязанности входит растягивать по небу чудесное семицветное полотнище радуги. У Ириды огромные сияющие крылья, она летает быстрее Гермеса...»
Неутомимость богини, ее жизнерадостность и крылья — все это пригодилось организаторам «Ириды» — так назвали свой кооперативный салон мод молодые художники-модельеры Хатуна Джапаридзе, Мака Нацвлишвили, Дима Кобахидзе. Кооперативу всего несколько месяцев, но он стал уже не только одним из самых популярных в Тбилиси магазинов-ателье, но и своего рода молодежным клубом. Здесь можно выпить чашку кофе, послушать музыку, обсудить новинки моды, но главное — стать зрителем яркого спектакля. Да, да, спектакля, потому что в параде одежды участвуют, например, Лика Кавжарадзе (помните, исполнительница главной роли в фильме Тенгиза Абуладзе «Древо желания»), Майя Канкава (она играла в фильме Георгия Данелия «Мелодии Верийского квартала»)... Девять манекенщиц демонстрируют образцы моделей, которые на следующий же день поступают в продажу. Работать в салоне всем членам кооператива (сейчас их уже двадцать да по совместительству, по договорам примерно столько же) приходится много. Но вот что по этому поводу говорит Хатуна Джапаридзе:
— Для себя мы уже выяснили, что интенсивный, напряженный труд не в тягость, если он творческий, если работаешь с единомышленниками. Мы пока не можем похвастаться особенно большими заработками: Прежде всего надо расплатиться с государством за ссуду — 45 тысяч, обзавестись всем необходимым, вообще стать на ноги. Салон не пустует, и это — главное.
Уже сейчас попасть на демонстрацию новых моделей в «Ириду» почти невозможно. В маленьком демонстрационном зале по бесплатным входным пропускам набирается столько народу — яблоку негде упасть. Платные же билеты, дающие, кстати, право на приобретение одежды, стоят недешево — пять рублей. А именно из стоимости этих билетов и складываются скромные гонорары манекенщиц.
— Дело не в деньгах, — говорит по этому поводу Лика Кавжарадзе. — Большинство из нас непрофессиональные манекенщицы. Есть врачи, архитекторы, филологи. Я ведь тоже непрофессиональная актриса — окончила консерваторию, преподаю... Знаете, я думаю, что каждая молодая женщина, чем бы она ни занималась, в глубине души хочет хотя бы изредка поиграть в «салон мод». «Ирида» несколько раз в месяц дает нам такую возможность.
Конечно, в жизни «Ириды» наряду с карнавалом, праздником, творчеством немало трудностей и проблем. Идет поиск надежных партнеров, поставщиков обуви, фурнитуры, бижутерии. Причем по эскизам модельера «Ириды». Похоже, намечается новая тенденция в экономической жизни предприятия — кооперация с кооперативами. Прецедент уже есть — само помещение для салона мод построено и оформлено по эскизам и при участии тбилисского кооператива дизайнеров «Иери» (в переводе с грузинского — «Образ»).
Появилась у «Ириды» возможность выйти за пределы Тбилиси, и опять-таки с помощью кооператива, на этот раз торгового.
— Это позволит нам создавать маленькие серии и удешевить изделия, — объясняет Хатуна. — Кроме того, использовать ткани, которые здесь, в Тбилиси, не идут просто потому, что они местные, ими затоварены магазины. Вообще же приобретать для кооператива необычные, модные ткани — пока что самое сложное. Надеемся наладить контакты с государственными предприятиями: намного удешевилось бы производство и в конечном итоге наши изделия. Но пока это остается мечтой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Или сюжетные прогулки по Киеву под руку с комсомольскими работниками
Страницы рукописи Александра Мильчакова.