Вот Тимошин, лучший в Союзе боксер полусреднего веса. Один из старейших учеников Гетье. У него хорошо вылепленное, умное лицо, крепко сбитый торс... Впрочем, зачем нам по внешним признакам рисовать себе человека, если на тренерском пульте лежит такая характеристика:
«Боец средней и близкой дистанции. Вызывает атаку противника и работает на контрударах. Для вхождения в близкую дистанцию использует уклоны. Вся работа построена на маневре. Слишком часто идет на обмен ударами, забывая о защите».
Вот и все! Коротко и исчерпывающе ясно!
Лозовский - один из лучших боксеров легчайшего веса. До того как он увлекся боксом, был драчуном и забиякой. Бокс, как это ни кажется парадоксальным, отучил его от драк. Вот характеристика, данная Гетье:
«Файтер. Ураганность атаки. Обмен ударами, удар на удар».
А вот полутяжеловес Бирк:
«Боец не имеет четкого профиля. Необходимо раскрыть и выявить», - пишет Гетье.
Один за другим приходят на площадку бойцы сборной Москвы, которую готовит Гетье к первенству Союза. Входит Огуренков, чемпион СССР в полулегком весе. Замечательный боксер, умный и неутомимый. У него голубые глаза, высокий лоб и нос, измятый во многих схватках. Выпуклые надбровные дуги придают его лицу львиное выражение, столь часто встречающееся среди боксеров.
А вот и Михайлов, бессменный чемпион Союза в полутяжелом весе. Единственный советский мастер нок - аута.
Восемнадцатилетним пареньком попал Михайлов к Гетье, и в последующие двенадцать лет тренер создал из него лучшего бойца Союза. Заглянем еще раз в тренерский блокнот, чтобы узнать, что пишет Гетье о своем первом ученике:
«Боец английской школы. Основная работа на контрударах сериями. Легкое, но экономное передвижение по рингу. Быстрый выход из ближнего боя с нанесением ударов. Обман корпусом и левой рукой. Уклоны и нырки с уходами».
В этих строках весь Михайлов, а также исчерпывающая характеристика современного бокса.
Столько лет работает Гетье с Михайловым, и до последнего дня он продолжает изменять и дорабатывать его стиль. Вот и сейчас, когда новички уступили место мастерам, Михайлогз у зеркала разучивает короткие удары по корпусу. На последней тренировке Гетье внезапно заметил, что короткие удары Михайло применяет сравнительно редко, а идут он у него прекрасно.
Кто знает недостатки такого первоклассного боксера, как Михайлов? Гетье знает! Слабые места Михайлова записаны у него по порядку:
«1) недостаток скорости и сухости удара; 2) наличие замаха при жуке справа; 3) некоторое злоупотребление при атаке правой рукой...»
Пока на ринге ведут спарринг два бойца, остальные разучивают новые удары по заранее составленным Гетье планам. Ухин разучивает прямые, а Огуренков - серию коротких ударов. Михайлов тренирует хук.
Есть два типа бойцов: файтер и боксер. Файтер - боец инстинкта. Во время схватки он не в состоянии сознательно продумать этапы боя. Боксер - боец рассудка. Искусство тренера, как мы говорили выше, заключается в том, чтобы правильно выявить психологические качества ученика и на этом фундаменте построить его боевую выучку. Гетье считает, что бесполезно файтеру прививать навыки рассудочного бойца. В спарринге он еще будет держаться, но в момент настоящей схватки вся выучка пропадет и останется лишь невооруженный инстинкт. Это утверждение спорное, но Гетье и не думает придавать ему значение непреложного закона.
Гетье - тренер психологической школы. Он умеет улавливать не только красоту и правильность движений. Когда к нему пришел Михайлов, Гетье определил его как полуфайтера - полубоксера - самое благоприятное сочетание для боя.
Идет спарринг мастеров, и так же, как у новичков, Гетье корректирует схватки.
Вот он заметил, как Ухин, великолепный боец полулегкого веса, типичный боксер, внезапно остановился перед противником, как перед сложным чертежом, раздумывая, с какой стороны повести атаку. И Гетье бросил реплику:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
16 июля 1872 года родился Роальд Руал Амундсен