Гусь-Хрустальный - город стекла, почти двести лет назад купец, Мальцов заложил на берегу речушки Гусь завод хрусталя. Отсюда и пошло название города.
Слава хрустального завода, на котором создавались удивительные по красоте и изяществу изделия, быстро росла. Но творцы этих изделий - гусевские стекольщики - жили и работали в ужасающих условиях нищеты, голода. О мальцовских заводах говорили, что там едва ли лучше, чем на каторге.
После Октябрьской революции всё переменилось в Гусь - Хрустальном. Выросли светлые корпуса новых заводов и фабрик, появились новые просторные дома, зазеленели парки и аллеи. Изменился и хрустальный завод, который выпускает теперь продукции во много раз больше, чем до революции, освоил выпуск новых образцов посуды. Иным стал и труд стекольщиков - радостным и подлинно творческим.
Шумно в цехах хрустального завода.
Сначала стекло окрашивают в определённый цвет. Есть стекло прозрачное, как родниковая вода, есть молочно - белое, матовое. Изготовляют здесь изделия рубиново - красного цвета, темно - синего и фиолетового оттенков, светло - зелёного и голубого тонов.
Много мастерства, умения, опыта нужно для того, чтобы придать вязкому раскалённому стеклу необходимую форму. Но всё же это только первый шаг в создании изделия. Выдутый графин похож на обыкновенную колбу, стакан - на гладкий цилиндр. Они должны ещё пройти обработку. Стекло проходит процесс закалки, а затем поступает к алмазчикам, которые вырезают на стекле или хрустале узоры. На гладкую поверхность ложится замысловатый рисунок. Но узор, вырезанный наждачным камнем, шероховат и не блестит.
Тогда изделие попадает к шлифовщикам и полировщикам. И, только пройдя через их руки, оно принимает законченный вид. Поднимите хрустальную вазу к свету, и она вспыхнет, засверкает десятками разноцветных бликов - синих, зеленых, красных, жёлтых, фиолетовых. Это в идеально - гладких гранях хрусталя преломляется световой луч. Ваза готова.
Наряду с алмазчиками в цехе обработки работает группа художников, труд которых очень своеобразен. Способ обработки изделий основан на применении плавиковой кислоты, разъедающей стекло.
в музее хрустального завода есть много поистине уникальных, неповторимых образцов посуды, созданных за двести лет гусевскими умельцами, чьё мастерство передавалось из поколения в поколение. Это сокровищница хрусталя. Богатство форм, красок, рисунков, узоров, печать высокой требовательности и строгого вкуса, лежащая на всем, невольно наводит на мысль о талантливости гусевских хрустальщиков, об их неистощимой выдумке и фантазии.
Художественные традиции бережно хранятся и развиваются на заводе. На смену старым прославленным мастерам уверенно приходит пытливая, настойчивая молодёжь. Бережно впитывая в себя те знания и опыт, которые даёт им старшее поколение, юноши и девушки по праву занимают места среди опытных мастеров. Молодёжь составляет большую часть заводского коллектива.
Советские люди ждут от стекольщиков посуды высокого качества: нарядной, прочной, удобной. С каждым годом Гусевский хрустальный завод вырабатывает всё больше изделий, красивых и разнообразных.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.