Тамара только что пришла с дежурства и притулилась в углу, у маленькой печурки. В землянке сидели бойцы и просили рассказать о городе, откуда недавно прибыла на фронт девушка.
- А зачем ты приехала сюда, ты ведь еще маленькая. Шестнадцать будет? А? - спросил уже немолодой боец.
Тамара обиделась:
- Стирать белье надо, погладить тоже надо? А пришивать воротнички кто будет, как, по-вашему?
- У вас, говорят, сады хорошие в городе, зелени много? - пытаясь перевести разговор на другую тему, спросил сидящий поодаль красноармеец.
- Речки у нас нет, далеко от города, а, так хорошо. Не осталось только у меня никого в городе. Мать одна, все разъехались.
Дверь приоткрылась, и на заснеженном пороге показался почтальон.
- Кто здесь Румянцева? Получайте письмецо. Ответ приготовьте, завтра снова зайду.
Самодельный конвертик был исписан знакомым мелким почерком. Отец справлялся о здоровье дочери и писал в конце:
«Ко мне здесь относятся с уважением и говорят: «Как Ксенофонт Степанович сказал, так тому и быть». Артиллеристы, доченька, - народ отчаянный и точный, и я вот таким стал здесь. Схожу даже за молодого. Не верят, что двое сыновей и две дочери на фронте. Я им карточку твою показывал - понравилась. Шутят: кончится война, свататься приедем...»
Тамара рассмеялась.
- Прочесть, что ли, - обратилась она к сидящим, но кто-то с явной ревностью заметил:
- Что уж там про сердечные дела читать!
- Да от отца же, на фронте он. Может, рядом с нами воюет.
- Ну, раз от отца, - подобрели ребята, - давайте почитаем.
И письмо переходило из рук в руки. Все гордились и радовались, что у артиллериста Ксенофонта Степановича все сыновья и дочери на фронте.
Трудные зимние месяцы провела Тамара на войне. В заиндевевших лесах Карелии, на берегу озера, расположились наши передовые части. В один из тех дней, когда на этом участке фронта разгорелись жаркие бои, прибыл банно-прачечный отряд. Он состоял из девушек-добровольцев. Много пришлось поработать. Много пришлось и пережить. В часы, свободные от работы и дежурств, Тамара с друзьями обучалась пулеметному делу. Однажды вечером, когда девушки упражнялись в стрельбе, в воздухе появились немецкие самолеты и как коршуны, ищущие добычу, стали кружиться над лесом. Тамару ранило осколком бомбы.
Из части ее отправили домой, в Иваново, в госпиталь.
- Ну а сейчас вы зачем сюда пришли, - настойчиво спрашивал начальник школы. - Отдохните, наберитесь сил, поживите немного у матери.
- Нет, товарищ начальник. Наложите свою резолюцию на мое заявление. Стану радисткой - и снова на фронт. Куда же еще? Специальность важная и не очень хитрая.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.