Мы были в Саянах

Ф Патрунов| опубликовано в номере №635, ноябрь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Центральный Совет ДСО «Наука» поручил нам, группе студентов Московского ордена Ленина энергетического института, осуществить этим летом туристский поход третьей (высшей) категории трудности. Маршрут должен был начаться в Иркутской области. Через хребет Восточный Саян надо было пройти в Туву. Это значило - проделать 300 километров глухой тайгой и топкими болотами, «взять» четыре снежных перевала, перейти вброд десятки бурных рек.

Основные обязанности в группе были распределены так: Вадим Рогальский - начальник и «врач», Дима Васильев - научный сотрудник, Витя Столяров - фотограф и завхоз, Володя Денисов и Феликс Патрунов - охотники.

... И вот в начале июля мы прилетели в пункт выхода - село Верхняя Гутара. Выходим из самолётов, и сразу же целые тучи мошкары набрасываются на нас. Особенно не повезло Вите Столярову: у него вскоре от укусов заплывает глаз. С этой минуты сибирский гнус становится самым заклятым Витиным врагом.

Село Верхняя Гутара очень живописно. Над долиной реки Гутары возвышаются красивые горы. Тайга подходит вплотную к реке, и кое-где светло-зелёные лиственницы склонялись совсем низко над водой. В Верхней Гутаре нам пришлось прожить четыре дня. В свободное время мы знакомились с бытом местных жителей - тофаларов.

Тофалары - одна из самых маленьких народностей на земном шаре. Их всего несколько сот человек. Раньше тофалары вели кочевой образ жизни, занимаясь охотой и разведением оленей. Жестокая эксплуатация, болезни и эпидемии в недалёком прошлом обрекали этот народ на вымирание.

Октябрьская революция принесла новую жизнь и в глухие горы Тофаларии. Сейчас в Верхней Гутаре крепкий и богатый колхоз. Имеется школа, больница, магазин. В клубе можно посмотреть новую кинокартину, прослушать лекцию. Охота на соболя, белку, медведя приносит большой доход колхозникам.

Наступил день выхода. Проводник поднял завьюченных оленей, и они один за другим, цепочкой, потянулись к реке. Мы надеваем тяжёлые рюкзаки, берём в руки ружья.

Сразу же за рекой начинается подъём к Гутарским озёрам. Идём тайгой, по болотам, и ноги, обутые в тяжёлые горные ботинки, вязнут в липкой чёрной грязи, лямки рюкзака впиваются в плечи. Отвратительно жужжит мошкара, от укусов болят лицо и руки, но надеть накомарник нельзя: жарко. Организм ещё не втянулся в работу; на крутых подъёмах быстро устаём. Лица ребят заливает яркая краска. Труднее всего достаётся подъём Вите Столярову: он заметно осунулся, побледнел и первым попросил сделать внеочередной привал.

А вокруг нас стоит под лучами горячего солнца вековая тайга. К синему небу тянутся огромные кедры и лиственницы. Под ногами пружинит мох. А часа через полтора за стволами деревьев засинело Большое Гутарское озеро. Тропа спустилась к самой воде, и мы увидели, что со всех сторон озеро окружено цепями гор.

Как всегда, сразу же устанавливаем темп движения: после 50 минут ходьбы 10 минут отдыхаем. Часа в три устраиваем обед. Так как нужно экономить время, мы не можем что - нибудь сварить. Подкрепляемся сухарями с салом и пьём холодную воду из ручья. Так приходится обедать на всём маршруте.

Только к вечеру Мы подходим к переправе через Мурхой. Река здесь широка и многоводна, течение быстрое, вода холодная. Переправа через такие реки весьма опасна и требует осторожности. Обняв друг друга за плечи, входим в воду. Холод обжигает ноги. Течение стремится опрокинуть нас. Но вот уже близка середина. Вода почти до пояса. Крепко держась за плечи, крайние слева Володя и Витя делают маленький шаг вперёд и выбирают устойчивое положение. «Стоим», - говорят они. И тогда остальные тоже продвигаются на шаг. Когда выбираемся на берег, выливаем воду из ботинок и согреваемся небольшой пробежкой.

На лесной поляне у самой реки останавливаемся на ночлег. Сбрасываем рюкзаки, ставим палатку, разводим костёр. Проводник, связав у каждого оленя заднюю ногу с шеей, отпускает животных пастись в тайгу. Рядом с нашей палаткой он ставит свой тофаларский чум. Пока дежурные варят гречневую кашу с маслом и кипятят чай, можно занести в дневник путевые заметки, просмотреть по карте пройденный путь или просто так полежать у яркого костра, чувствуя, как постепенно в усталые мускулы возвращаются силы. Дима Васильев заносит в тетрадь свои первые научные записи. Недаром до похода он изучал книги по ботанике, зоологии, минералогии. Как интересно увидеть самому в природе то, о чём до сих пор знал только из книг! После ужина весь лагерь погружается в крепкий сон.

Вверх по долине Мурхоя мы шли четыре дня. Пришлось десятки раз переходить вброд сам Мурхой и его многочисленные притоки. Тропа то ползла круто вверх, переваливая через боковые хребты, то терялась в топком болоте. На нашем пути встречались в огромном количестве съедобные растения: ревень, лук, черемша (дикий чеснок). Теперь мы всегда приправляли пищу зеленью. Часто с тропы открывались виды редкой красоты на зелёные просторы тайги, на стремительные горные реки и цепи снежных гор. Особенно запомнилась нам маленькая экскурсия по реке Аскайли-Ой. Река течёт в глубоком ущелье с отвесными стенами. Жутко смотреть, как на дне каньона беснуется горный поток. В двух местах Аскайли - Ой как бы пропиливает горные породы и образует водопад высотой 20 - 30 метров. Солнце проникает на дно ущелья только в полдень на короткое время, и потому внизу много снега. На одной из стоянок в группе случилось большое несчастье: Володя Денисов, заготовляя дрова для костра, задел топором ногу. Наш «доктор» не растерялся, быстро сделал перевязку. Ребята разделили между собой весь груз из Володиного рюкзака, и утром Володя шёл налегке. И хотя нога болела, он никому не сказал об этом.

От истоков Мурхоя мы перевалили в - долину реки Уды и по реке Чело - Монго поднялись в район главного хребта Восточного Саяна - Ергак - Торгак - тайга. Чем выше мы поднимались в горы, тем суровее становилась природа. Дремучая тайга уступила место горной тундре. На многие километры теперь тянулись заросли карликовой берёзки. Бурные, грозные в низовьях, реки здесь маленькими ручейками мирно вытекали из болот и снежников. Стояла середина июля, самое жаркое время года, а на кустарниках у снежных полей только ещё лопались почки. По нескольку раз в день лили холодные дожди, переходящие в град, и мы промокали до костей.

Днём 11 июля, на 7-й день пути, после нескольких часов тяжёлого подъёма по крутому склону мы «взяли» перевал Мустаг - Дабан (2240 метров). Это была торжественная минута. У перевальной точки ребята сложили тур и в отстрелянную гильзу вложили записку. В ней мы пожелали всем, кто пройдёт через перевал Мустаг - Дабан: геологам и географам, охотникам и туристам, - счастливого пути и хорошей погоды.

Отсюда, от хребта Ергак - Торгак - тайга, проводник повернул в обратный путь. Мы остались одни.

Перевалив через небольшое плато с несколькими холодными озёрами, мы уже в темноте добрались до первых деревьев, где и разбили бивуак. На следующий день у нас был отдых. Мы прошли более ста километров и были в пути неделю. Но разве можно находиться в палатке, когда вокруг столько интересного! Охотники вместе с Димой Васильевым поднялись на заре. Солнце ещё только освещало вершины гор, и в долине стоял холод ночи. Шли по кустам, мокрым от росы. На одном из склонов ребята заметили медведицу с медвежонком. С ружьями и фотоаппаратом охотники долго гонялись по горам за медведями. Убить зверя не удалось, но зато было сделано много интересных снимков. А когда медведи ушли в недоступное место, ребята забрались на одну из безымянных вершин. В честь института, где мы учимся, было решено назвать эту вершину пиком Энергетиков. Торжественно прозвучал над горами ружейный салют.

Ещё три дня мы шли по горам. Из долины реки Кижи - Хем по реке Биче - Даштыг - Хем через перевал Салтысты вышли к долине реки Соруг. В Москве мы предполагали, что наш маршрут будет проходить в основном долинами рек. Однако продовольствие было на исходе, и кончались сроки каникул. Начальник Вадим Рогальский принял смелое решение: идти прямо на юг, ориентируясь только по компасу.

Целую неделю мы шли глухими таёжными тропами и долинами неведомых рек. Удивительный край открылся перед нашими глазами. Мы видели медведей на склонах гор, большие тетерева и куропатки поднимались из - под самых ног. Над озёрами и реками кричали дикие гуси и утки. А однажды мы видели оленя всего в 20 - 30 метрах. Он спокойно лежал у пересыхающего озерка и только от наших голосов встал на ноги и убежал в тайгу. В эти дни охотники добывали свежего мяса столько, сколько было нужно. По берегам ручьёв встречалось столько красной и чёрной смородины, что можно было собирать её вёдрами.

Крепкая дружба помогала нам в трудные дни похода. Не все одинаково терпеливо и мужественно переносили лишения и невзгоды. Слишком часто Витя Столяров жаловался на мошку, на болота, на тяжёлый рюкзак... Как - то дождь шёл целый день, мы промокли, и Витя совсем упал духом. Он шёл, почти не смотря под ноги, и несколько раз падал, спотыкаясь о поваленные стволы. Заботливая рука товарища помогала ему встать на ноги, весёлая шутка вселяла бодрость.

• В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.