И вдруг словно придвинулась, стала сразу близкой, чем-то даже похожей именно на Николая Ивановича, эта молодая учительница, и Вася Трегубов почувствовал, что все на него сейчас смотрят и что он обязательно должен ответить ей. Он поднялся и стоял минуту, кусая губы и не решаясь начать, потому что сказать нужно было самое главное.
- Наталья Ивановна, - сказал он, наконец, - вы не обижайтесь на нас, но мы все очень любим Николая Ивановича, и нам было тяжело думать, что кто-нибудь другой придёт вместо него... Но это, конечно, совсем не относится к вам. Мы постараемся, чтобы по литературе наш класс остался самым успевающим. А сегодня нам бы очень хотелось продолжить чтение «Мцыри»... В последний раз Николай Иванович рассказывал нам о Лермонтове и о создании этой поэмы.
Он сел, в классе была тишина, и все смотрели теперь на учительницу.
- Я знаю, что Николай Иванович научил вас понимать красоту творчества наших поэтов и их значение для народа, - сказала она не сразу, - Я тоже это произведение очень люблю. Мой любимый поэт после Пушкина - Лермонтов.
- Так ведь это же и наш любимый поэт! - воскликнул восторженно Ростик Васильев.
- «И ближе, ближе всё звучал
Грузинки голос молодой,
Так безыскусственно живой,
Так сладко вольный, будто он
Лишь звуки дружеских имён
Произносить был приучен».
И Николай Иванович опять незримо появился и стал дёргать свою редкую бородку, на этот раз довольным жестом, потому что речь шла о Михаиле Юрьевиче, его любимом поэте, и потому что юная, с порозовевшим от волнения лицом его заместительница, не поднимая глаз, читала наизусть из его излюбленного «Мцыри».
- «Простая песня то была, - продолжал Игорь Щасный проникновенным голосом, - но в мысль она мне залегла, и мне, лишь сумрак настаёт, незримый дух её поёт...»
Это замечательно! - сказал он затем дружелюбно. - Николай Иванович тоже из всех вещей Михаила Юрьевича больше всего любит «Мцыри».
Она была теперь уже не незнакомой им, эта молодая учительница, к которой нужно только присмотреться и которая явилась заменить Николая Ивановича, она любила «Слово о полку Игореве», и стихи Лермонтова, и особенно «Мцыри», и это значило, что Николай Иванович никуда не ушёл, а стоит рядом с ней и что живое дело никогда не может ни заглохнуть, ни бесследно исчезнуть во времени...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.