Но вмешался главный судья соревнований, человек большой души, знаток тенниса и всеобщий любимец Константин Иосифович Масс, ныне покойный.
— Коля, ты должен играть, — сказал он мне. — Даже если займешь пятое или шестое место, мы будем знать — Озеров вновь в большом теннисе, вновь с нами, несмотря ни на что!
Масс настоял на своем.
И вот я участник чемпионата. Вначале вновь решил прибегнуть к тактике «больного теннисиста». Играл еле-еле, в нужный момент нажимал и «непонятно чем» побеждал.
Жизнь все-таки состоит не из одних черных пятен, бывает, мелькнет и солнечный зайчик. Для меня таким «зайчиком» была сенсационная победа Семена Фридлянда в четверти финала над моим постоянным соперником Эдуардом Негребецким. Надо сказать, что Семен Фридлянд принадлежит к такому роду теннисистов-защитников, играть против которых легко, но добиться победы очень трудно. Где-то Негребецкий что-то недорассчитал, где-то чуточку поспешил и в итоге вынужден был сойти со столбовой дороги чемпионата.
В полуфинале вместо ураганного, мощного Негребецкого я имел соперником «тишайшего» Фридлянда. Темп этой встречи — самое важное при моем неокрепшем колене — регулировал только я. Матч закончился моей довольно легкой победой.
Я в финале. Казалось, о чем еще мечтать «измученной душе». Но вот в этот момент во весь голос во мне заговорил спортсмен. Победить! Победить во что бы то ни стало не только соперника, но и изменившего мне тренера!
Да, как это ни парадоксально звучит, в финале у меня было сразу два противника: Сергей Андреев и... его новый тренер В. Спиридонов, отлично знавший мои сильные и слабые стороны. Со Спиридоновым мы работали и дружили много лет. Но, вероятно, он решил, что Озеров «кончился», и поспешил в «лагерь» Андреева.
Со Спиридоновым мы разучили тактический прием игры, который для себя называли «метод повторения». К примеру, я посылал сопернику мяч вправо, он отражал его и ожидал удара в противоположный угол, а я в это время повторял удар снова вправо. Далеко не всегда соперник успевал погасить скорость, развернуться и вновь отразить мяч. Лучше всего обводил я слева по прямой. Все это прекрасно знал Спиридонов. А раз так, решаю не пользоваться повторением и обводкой по прямой.
Я придаю большое значение хорошо разработанному плану предстоящего матча. Как актер перед спектаклем повторяет роль, как музыкант просматривает партитуру перед концертом, так и теннисист должен спланировать и накануне встречи мысленно «сыграть» матч.
На этот раз вместе с моим одноклубником и добрым товарищем Мишей Корчагиным я готовился к поединку особенно тщательно. Внезапно нахлынувший на Тбилиси дождь дал нам возможность обдумать все не спеша, а мне еще и отдохнуть денек перед финалом.
Помимо того, что решено было отказаться от известных Спиридонову тактических плюсов, намечено было следующее: во что бы то ни стало заставить Андреева с самого начала матча волноваться. В финале перед ним должен был предстать не больной Озеров, а теннисист, готовый биться за победу до последнего.
И вот настал день решающего матча. Вышли на разминку. Андреев бьет вправо — стою, бьет влево — стою. Показываю: плохо дело, подвижности нет. О том, что я задумал биться за победу, соперник, по моим расчетам, должен узнать, когда начнется матч.
Еще перед разминкой бросили жребий. Мне досталось выбирать.
— Пусть подает, — говорю судье.
Пока не разогреешься, не войдешь в темп игры, подача всегда идет не очень гладко. Так было и на этот раз.
Андреев подаёт, справа сильно бью. «Катюша» — так называли теннисисты мой удар справа — удалась. Андреев подает и выходит вперед. Он ждет обводки по прямой. Напрасны, надежды — мяч летит мимо по диагонали. Андреев бежит вплотную к сетке — кидаю «свечку». Еще один «косяк», и гейм мой.
Теперь мне подавать. Зрители подбадривают. Это придает силы. Играю решительно, удачно атакую. Первые два гейма за мной.
Такой натиск ошеломил противника. Вместо того, чтобы атаковать и подавить меня скоростью, темпом, он допускает роковую ошибку — уходит к задней линии, решив, видимо, поиграть, «помучить» не совсем окрепшего после операции соперника. Это как раз мне и нужно было. Игра идет в удобном для меня темпе. Инициатива полностью на моей стороне.
6:4 — первый сет за мной. Во второй партии я настолько разыгрался, что отдал сопернику только один гейм.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть. Продолжение. Начало см. в «Смене» № 5.