Морской извозчик

Алексей Воробьев| опубликовано в номере №1369, июнь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Не сомнет, – ухмыльнулся Тарасенко – Не гляди, что лошадей мало, важно, каков возница...

«Возница» оказался отличный: маленький буксир все-таки выручил океанское судно...

Чтобы получше разглядеть ход погрузки, перебираемся на «Зерноград». И вот над нами уже нависает громада лихтеровоза. Тарасенко глядит на воду, словно прицеливается, и берет метров на двадцать правее кормы «Юлиуса Фучика». А дальше – ювелирная работа: просвет между консолями всего метра на три шире пары скрепленных бортами лихтеров, и промазать «вознице» очень легко.

Мы стоим на продуваемом всеми ветрами носу лихтера и следим, как ползет навстречу уходящая в небо консоль. Шкипер Александр Соловьев то и дело выбрасывает вверх ладони с растопыренными пальцами – показывает, сколько осталось до судна. Мгновенно определяет расстояние на глаз: десять метров, пять, два... Вот входим в гигантские ворота, но течение еще несет нас, и, схватившись за леер, готовимся к удару.

Тарасенко вовремя осаживает «коней» своего буксира, и лихтеры мягко вползают на погруженную в воду платформу. Еще две-три операции, и задача комсомольско-молодежного экипажа «Зернограда» на данный момент будет выполнена.

– «Зерноград», можете уходить, – командует из ПУГО по рации Анатолий Лялькин. – Начинаю подъем.

Повинуясь командам автоматики, специальные тросы прижимают лихтеры к направляющим вдоль консолей. Платформа поднимается, мягко подхватывая вес почти в две с половиной тысячи тонн, а тем временем Патреваев с помощью микро-ЭВМ выравнивает ее, точно подгоняя углы: даже пятнадцатимиллиметровый перекос заблокирует работу автоматики.

Анатолий и Сергей внимательно следят за показаниями приборов. Аккуратность нужна величайшая, ведь подъемное устройство – синхронолифт – уникальный агрегат. Без него, без его могучих, толщиной в руку стальных тросов, управляемых тончайшей электроникой, лихтеровоз беспомощен.

Не сразу привык Лялькин и его ребята-электрики к тому, что работа тысячетонных механизмов зависит порой от каприза одной крохотной детальки, от сюрпризов любого из двухсот концевых выключателей. В микро-ЭВМ и влезать было страшно. Но влезли, разобрались. Освоили синхронолифт, подобного которому нет на других судах (кроме брата-близнеца «Юлиуса Фучика» – советского лихтеровоза «Тибор Самуэли»).

– Платформа – на уровне третьей палубы. Опускаем по-мостки, – командует Лялькин и, улыбнувшись, добавляет: – Пошла тележка. Пока перерыв...

Вода струйками стекает с крутых бортов лихтера. Длинный путь довелось ему проделать вниз по Дунаю. Где загружался: в Будапеште. Братиславе или в западногерманском Регенсбурге? На всем судоходном участке международной реки можно встретить эти плавучие контейнеры. Из многих стран Европы путь их лежит через Усть-Дунайск в порты Индии и Пакистана, на реку Меконг – водную дорогу во Вьетнам и Кампучию.

Итак, сложилась целая система международных лихтеровозных перевозок. А для успешной ее эксплуатации специальным межправительственным соглашением Болгарии, Венгрии, Советского Союза и Чехословакии создано международное хозяйственное судоходное предприятие «Интерлихтер». Его название и несут на бортах два советских лихтеровоза. За пять лет фирма смогла наладить прочные контакты со многими заказчиками и поставщиками грузов. Кстати, «Интерлихтер» – хозрасчетное предприятие. С момента его образования не потребовалось ни дополнительных взносов из бюджета стран-участниц, ни кредитов для обеспечения его деятельности. Предприятие не только полностью окупает свои расходы, но и приносит солидную прибыль.

Конечно, главным звеном этой новой и весьма перспективной системы является сам лихтеровоз, позволяющий вдвое сокращать сроки доставки грузов по сравнению с обычными транспортными схемами. Лихтеровоз и его команда, составленная из истинных мастеров своего дела.

...Помостки опустились, и специальная тележка повезла лихтеры на третью, нижнюю палубу. Управлял тележкой с помощью радиопульта оператор Бронеслав Жигун. Почти «карманным» казался лихтер на воде, но как внушителен он на палубе. Универсальный пятиметровой высоты плавучий контейнер, в котором можно перевозить практически все: от зерна и трикотажных изделий до тракторов и автомобилей.

– В этом – удобрения. – похлопал Жигун по борту, шагая вслед за медленно двигавшимся лихтером. – Во Вьетнам. По Меконгу его прямо на поля доставят.

Оператор склоняется над пультом, подгоняя лихтеры на строго определенное место. Есть первая пара! А всего «Юлиус Фучик» берет на борт комплект из 26 лихтеров, в каждом из которых до тысячи тонн грузов. По расписанию, словно почтовый поезд, доставит их лихтеровоз адресатам. И эта точность станет лучшей характеристикой работы всего экипажа. Хотя, как шутят в команде, путь от плавней Дуная до плавней Меконга – это «работа от болота до болота».

– Экипаж наш молод – говорит капитан «Юлиуса Фучика» Юрий Михайлович Денисов – Но более половины с высшим образованием – техника требует. И вот это сочетание молодости и отличной выучки создает особую деловую атмосферу, позволяет трудиться спокойно и четко.

Лихтеровозы «Юлиус Фучик» и «Тибор Самуэли» – первые в нашей стране. За пять лет они освоили сложнейшие международные трассы, доказали высокую экономическую эффективность новой транспортной системы. Системы, у которой широкие перспективы.

Груз доставляется по расписанию... Для того, чтобы факт этот стал привычным, будничным, и решают ежедневно сложные задачи молодые специалисты команды лихтеровоза. Математической точностью своей работы и высоким профессионализмом обеспечивая успех современной транспортной системы. Ведь за строгими строками расписания перевозок кроются миллионы рублей прибыли государства.

Опыт международных трасс «Интерлихтера» наши моряки сегодня уже могут использовать для доставки грузов внутри страны. Именно на «Юлиусе Фучике» несколько месяцев стажировались будущие члены экипажа «Алексея Косыгина» – первого лихтеровоза отечественной постройки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены