Современный морской бой - страшное состязание огня, скорости и брони. Каждый из этих элементов одинаково влияет на исход морского сражения.
Достаточно кораблю лишиться артиллерии, как он превращается в беззащитную мишень.
Инициатива действий всегда на стороне корабля, обладающего большей скоростью. Он может принять бой, может уклониться, он выбирает дистанции для стрельбы и курсовые углы, он определяет точки огневого соприкосновения.
Не менее важно и третье условие боя - броня. Нет брони, защищающей жизненные части корабля, - и судно уязвимо, не нужно большого количества снарядов, чтобы 'уничтожить его. Так, например, случилось с английским судном - ловушкой «Дангревен». Курсируя в Бискайском заливе в поисках немецких подводных лодок, «Дангревен» в начале августа 1917 года встретил, наконец, желанную цель: подводную лодку «V - 71». Подводная лодка открыла по «Дангревену» артиллерийский огонь. Один из снарядов попал в цель, на судне вспыхнул пожар, и оно затонуло. Страшная участь постигла экипаж английского миноносца «Партридж», который тоже был плохо бронирован. В декабре 1917 года в Северном море этот миноносец подвергся обстрелу. В судно попало только два 88 - миллиметровых снаряда, но попали они в жизненную часть корабля - турбинное отделение - и перебили главный трубопровод. Весь личный состав, находившийся в этом отделении, буквально сварился. «Партридж» затонул.
Но история морских битв знает и другие факты. Английский линейный крейсер «Инвинсибе» в бою у Фалькландских островов получил 23 пробоины от снарядов. Все небронированные части, надстройки были сильно разрушены. Пробоины имелись и в подводной части судна. Однако крейсер не затонул. Главный броневой пояс 178 - миллиметровой толщины не пострадал, сердце корабля - машины - не было затронуто, и «Инвинсибе» продолжал бой.
Техника кораблестроения совершенствуется непрерывно. Строятся корабли большой скорости, огромной мощи, закованные в броню от киля до боевой рубки, вооруженные дальнобойной крупной артиллерией всех калибров. В современном морском сражении участвуют не только все классы кораблей, но и авиация. Большую роль приобрела новинка современности - авианосцы.
Каждое морское сражение имеет свои особенности, по - разному рисующие тактику морского боя. Расскажем о двух из них, которые разыгрались совсем недавно на военных театрах второй империалистической войны.
Немецкий линкор «Адмирал граф Шпее» вышел для рейдерства на просторы Атлантического океана. «Адмирал граф Шпее» беспощадно топил английские торговые суда, перевозившие в метрополию оружие, сырье, боеприпасы. Бронированный, хорошо вооруженный линейный корабль уничтожал своим огнем целые транспорты на важнейших морских коммуникациях. Английское адмиралтейство забеспокоилось. Против «Адмирала графа Шпее» англичане бросили крупные морские силы. Поиски рейдера продолжались днем и ночью, но он был неуловим. В сентябре 1939 г. английские крейсеры «Аякс», «Ахиллес» и «Эксетер» вблизи берегов Уругвая встретились, наконец, с германским линкором. Произошел морской бой. Против немецкого линкора, вооруженного одиннадцатидюймовой артиллерией, хорошо бронированного и поэтому достаточно живучего, ринулись три крейсера англичан: два - легкие, один - тяжелый. Сила бортового залпа у линкора была сильнее, чем у всех трех крейсеров, вместе взятых. Он был лучше их защищен бронею. Но крейсеры имели одно преимущество - большую скорость хода. Они очень быстро нагнали линкор и заставили его принять бой. Линкор не мог, как он этого ни хотел, оторваться от своих слабых, но страшно навязчивых преследователей.
«Адмирал граф Шпее» открыл огонь из всех своих орудийных башен.
Тяжелый английский крейсер «Эксетер» принял всю тяжесть артиллерийского залпа на себя, а в это время легкие крейсеры - «Аякс» и «Ахиллес», - пользуясь преимуществом в ходе, несколько раз подходили к немецкому кораблю на близкую дистанцию и выпускали свои торпеды.
Дважды корабли сходились для смертельной схватки и дважды расходились, чтобы, собрав силы, еще с большим ожесточением наброситься друг на друга. Израненный, с сильным креном, почти лишившись всех надстроек и артиллерии, но упорный в достижении поставленной цели, «Эксетер» подходил на дистанцию в 20 кабельтовых (около 4 километров) и продолжал атаки. Как ни маневрировал «Адмирал граф Шлее», как ни увертывался от снарядов и торпед противника, он не избежал смертельного удара.
Линкор был поврежден. Дальнейшее сопротивление было безнадежно. «Адмирал граф Шпее», поставив дымовую завесу, вошел на рейд Монтевидео.
Через несколько дней по приказу Гитлера команда потопила линкор «Адмирал граф Шпее» вблизи берега. Командир крейсера застрелился.
В этом бое интересно то, что крейсеры, пользуясь преимуществом в ходе, победили сильнейшего противника - линейный корабль.
В конце марта 1941 года в восточной части Средиземного моря, у мыса Матапан, происходил морской бой между английскими силами и итальянской эскадрой. Морской бой этот вошел в историю под названием «боя у Матапан».
До сего времени еще не известна географическая точка соприкосновения флотов. Но, анализируя действия эскадр до и после боя, можно сказать, что бой произошел юго - западнее острова Крита.
27 марта итальянский флот, намереваясь совершить нападение на караван английских судов, покинул свои территориальные воды и взял курс на ост.
Чтобы пройти незамеченными мимо острова Крита, принадлежащего Греция, итальянские корабли повернули южнее и разделились на две группировки. Утром 28 марта они должны были соединиться на траверзе о. Крита. Разделение на две группировки объясняется, по - видимому, еще и желанием итальянцев более тщательно «прочесать» море.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.