Открывшаяся в московском Центральном выставочном зале всесоюзная выставка «Молодость страны» посвящалась XIX съезду ВЛКСМ. В течение ряда лет многотысячный отряд талантливых выпускников художественных учебных заведений готовил для нее самое лучшее, боевое, злободневное. Яркость, праздничность, зрелищность получившейся в итоге грандиозной экспозиции во многом обязана именно этому актуальному, животрепещущему «нерву». Огромная доля полотен, графических листов, скульптур, плакатов посвящена нашему современнику, его помыслам и свершениям.
Ведущей темой, как всегда на подобных смотрах, стала производственная; воспевая человека труда, в особенности своего сверстника – комсомольца ударных строек, труженика колхозных полей, сотрудника научных институтов, молодые художники развернули широчайшую панораму индивидуальных решений, оригинальных образных ходов, богатую палитру острых психологических и композиционных решений. Несколько полотен новосибирца Михаила Омбыш-Кузнецова – «Бригада», «Верховые», «Дорога на Уренгой», «Освоение» – репортажны. Посвященные освоению богатств Западной Сибири, они, как правило, представляют собой групповой портрет бригады на строительном участке, в активном действии. Пейзаж тут также сугубо индустриальный, насыщенный токами документальной, почти фотографической достоверности, что нимало не снижает «ударного» воздействия живописных, пластических средств.
А вот у таллинца Хейти Полли в картинах «Молодые ученые на Камчатке», «Новый город», «Исследования продолжаются» при всей похожести с Омбыш-Кузнецовым присутствует элемент творческой фантазии, домысла, утонченной цветовой игры...
Поисками животворных национальных традиций поглощены многие художники Востока. Алмаатинец Ерболат Тулепбаев в триптихе «Возвращение с летних пастбищ», «Молодость», «Среди ветеранов войны» касается самых фундаментальных философских вопросов о месте человека на планете, его судьбе и ответственности перед временем. Немало произведений посвящено героике прошлых поколений, величественным событиям истории. Киевлянин Валерий Ласкаржевский с большим проникновенным чувством, гордостью за несгибаемую волю первых борцов за освобождение народа изобразил «Гражданскую казнь Чернышевского»; ереванец Карен Агаманян в «Приеме в комсомол» запечатлел сурово-проникновенные, исполненные веры в свою правоту и одержимости светлой идеей образы первых комсомольцев Армении; москвич Виктор Калинин создал холст «Осень 1941 года» и связанное с ним единой нитью гражданственной, общечеловеческой проблематики полотно «Палестинские беженцы».
Молодые мастера 80-х как никогда чутко прислушиваются к пульсу планеты, к болям и тревогам сражающегося за свое счастье и будущее человечества. Теме войны и мира, антивоенного протеста посвящены полотна киевлянина Алексея Власова «Голубь мира», «Ольстер» и «Мы с тобой, Вьетнам!», алмаатинца Амандоса Аканаева «Увеличенная фотография», москвича Михаила Борисова «Бумеранг», его земляка Николая Мешкова «Ольстер. Никаких беспорядков».
Выставка «Молодость страны» войдет в летопись достижений многонационального советского искусства. Она не просто подвела итог большой творческой работы, но и стала значительным событием в жизни молодых художников, определив направление их новых поисков и дерзаний.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.