По страницам газеты «Авангард»
По субботам их можно видеть в рабочих кварталах Парижа, Лиона, Тавра, Турина, на Сене и на Луаре, на севере и на юге Франции. Торопливо проходят они по улицам городов, по горняцким поселкам, пробираются в доки на набережных. Подмышкой у них пачка газет.
- «Авангард»! «Авангард»! Вы еще не читали свежего номера «Авангарда»? Всего 60 сантимов... Покупайте «Авангард» - газету французской молодежи!
Это не газетчики, не маленькие, вертлявые завсегдатаи улицы, снующие под ногами у прохожих, назойливо и крикливо сообщающие о последних уголовных сенсациях большого капиталистического города: - это юноши в возрасте от 16 до 20 лет, иногда и постарше, передовые рабочие парни, добровольно распространяющие молодежную газету.
«Авангард» обслуживает все круги трудящейся молодежи Франции - от молодых католиков до молодых коммунистов. Существуя уже восемнадцать лет, с каждым годом повышая свой тираж и завоевывая все большую популярность, «Авангард» проникает в самую гущу французской молодежи. Он существует почти исключительно благодаря усилиям своих добровольных распространителей, ибо на оплату обычных разносчиков у газеты нет средств.
Портреты этих добровольцев, их небольшие заметки об опыте распространения газеты и вербовке новых читателей регулярно помещаются на страницах «Авангарда». Из номера в номер идет маленький отдел - «Те, кто дают жизнь «Авангарду».
«Я легко продаю 50 - 60 экземпляров, - сообщает Армен Стейнер из комсомольской ячейки имени Андре Марта в Деши (на севере Франции), - сначала я пытался распродавать все в субботу, в день выхода газеты, но мне это не удавалось, потому что в угольном районе, где я живу, люди работают и утром, и. днем, и вечером, и ночью. Мои постоянные читатели заняты в разных сменах - и нам трудно встречаться. Тогда я решил разносить мой «Авангард» в воскресенье, утром, прямо по домам горняков. Начинаю в 9 утра с квартала Баланс. Там обычно продаю 25 - 30 газет. Затем иду в квартал Кутюр, и тут раскупают столько же. Так создалась у меня постоянная клиентура, которая раскупает мои 50 - 60 экземпляров в неделю...»
«Я секретарь комсомольской ячейки, - пишет Анри Шевро из местечка Бланииньон - Англе, в Нижних Пиренеях, - распространять молодежную газету - мой прямой долг. С 23 июня 1937 года я являюсь ответственным за распространение «Авангарда» по всему нашему району. Долгие месяцы я один ходил от двери к двери по улицам своего квартала, выкрикивая название «Авангард». Теперь у нас шесть бригад, превосходно знающих свою клиентуру, но я по-прежнему сам распространяю свои 60 «Авангардов». Я справляюсь с этим делом за два утренних часа в воскресенье, с 9 до 11, а 1 Мая мне одному удалось распродать 140 номеров...»
«Авангард» не «делает большой политики», не занимается описанием широких и узких дипломатических совещаний, не составляет предсказаний о смене правительств, но молодежь находит в этой газете быстрый и острый отклик на все политические события.
«Авангард» очень зубаст. Здесь надо прежде всего сказать о «Гавроше». «Гаврош» - постоянный уголок газеты, где в сатирической форме сообщается о событиях за рубежами Франции и внутри страны, зло и остроумно высмеивается вся гниль капиталистического общества. В дни парламентских выборов в «Гавроше» появляется коротенький анекдот, присланный, кстати сказать, одним из читателей (читатели этой газеты быстро превращаются в авторов «Авангарда»). Анекдот состоит всего из двух реплик:
«Счетчик. Тут один бюллетень с припиской: «Продажная сволочь»... Аннулировать?!!
Кандидат. Э, нет, засчитайте его за мою кандидатуру. Это, должно быть, обо мне».
В другом номере «Гаврош» высмеивает очередную дикую затею гитлеровского режима. «Геринг, - сообщает газета, - только что изобрел себе новое занятие: он создает «школу невест - стопроцентных наци». Должно быть, очень непросто стать хорошей «наци», если нужно для этого посещать специальную школу. И еще школу платную, ибо диплом «невесты - стопроцентной наци» выдается лишь после окончания курса, который стоит более 1500 франков.
Впрочем, действительно надо обучать будущих немецких хозяек стряпать без масла, без мяса, без картошки, употребляя лишь «эрзацы» прочую гадость господина Гитлера...»
«Авангард» - газета молодежи. Она справедливо считает себя обязанной отвечать на все запросы, на все стремления, на все чувства молодежи. Разве мыслимо в таком случае забывать о любви?
«Пьер и Люс» - никогда невиданные никем из читателей - дают мудрые и осторожные сонеты по поводу всех недоумений, обид и болей 16 - 20 - летних «разбитых сердец». На первый взгляд, занятие, довольно далекое от политических задач по объединению молодежи вокруг лозунгов народного фронта, от борьбы за права молодых, за мир, за социализм. Но это только на первый взгляд.
В одном из номеров отдел «Я люблю» был снабжен подзаголовком «На помощь!» В центре отдела стояло письмо, подписанное «Брошенная на произвол судьбы».
«Мне 18 лет. Скоро стану матерью. Я не замужем. Мой жених, солдат, покинул меня. Вот уже два месяца, как он не отвечает на мои письма.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.