Мои встречи с Петрушкой

М Грен| опубликовано в номере №119, февраль 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

- То - то, - не без гордости подхватил Петрушка, - и не только ребята: помню, баба шла к колодцу: ведра наземь спустила, подол завернула нос утереть, а я как заверещу «По Тверской - Ямской с колокольчиком», да нос ей как натяну, - она так и остолбенела - ха ха - ха! - стоит с завернутым подолом, а нос у ней... Ха - ха – ха!

Петрушка окончательно пришел в игривое настроение, - того и гляди, на скоромное повернет по старой памяти.

В жаркой схватке

- Подумаешь, успех!

Люстра погасла, и шестнадцать свечей окутали тенью Петрушкино лицо.

- Насчет качества? Да, похвалиться нечем. С цыганом за лошадь дубинкой расплачиваюсь, доктора ни за что, ни про что убиваю, старика убиваю, приятеля своего убиваю, собака или черт меня в ад утаскивают... Времена!

- А сто, а триста лет тому умнее был? - продолжал я его поддразнивать. - Я знаю - в Англии тебя Панчем или, Пончем звали, ты ради своего удовольствия не убивал там подряд неповинную свою жену и ребенка, и доктора, и Скарамуша, и слугу? А Пульчинелло в Италии - воришка, лжец и хвастун? А собрат его Полишинель во Франции, Касперле в Германии и прочие воплощения вашего петрушечного величества - жуликоватые парни, льстивые обжорливые...

- Стой, заворачивай, куда поехал? - орал Петрушка.

- Нет, не стану и не сяду, пока не выскажусь - Меня разобрал задор.

- А как ты разговаривал с тысячами народу, который валил за тобой и твоим хозяином? Чему ты их учил, на чем отыгрывался? Ребятишек похабщиной кормил? Над «инородцами» издевался? Правоту свою палкой доказывал? Тоже «искусство», извините меня...

- Да закройся ты наконец! - в бешенстве крикнул Петрушка, и как двинет меня - только искры из глаз.

- Ты что же дерешься? - схватился я за дубинку.

- Разошелся леший, как поп на амвоне, - бранился Петрушка, вырывая у меня палку. - Вот доказывай тебе без хорошего тумака. Да где же твоя марксическая башка? Ты чего хотел бы, чтобы я в пятнадцатом веке, когда в королевских дворцах коридоры уборными служили, а ликбезы только для «высших» классов были, - чтобы я тогда культурную революцию на улицах проповедовал? Чтобы я...

Петрушка поперхнулся от злости и громко закашлялся.

- А знаешь ли ты, лопоухий, какую революционную работу я в течение столетий проделывал? - воскликнул он, все более разгораясь.

- Немного как будто знаю, - примирительно отозвался я, сторонясь от дубинки, игравшей в его проворных руках, и в свою очередь спросил:

- Кукольникам, которые выступали против властей, постоянно влетало. В России нас так и загнали на - смерть. Наших текстов конечно не записывали: это, видишь ли, грубо, вульгарно, недостойно внимания мыслящей личности. Теперь и следов почти не сыщешь. Зато всякую поповскую дребедень, да литераторские выдумки, рассчитанные на публику светских гостиных, печатали, изучали... Да что говорить.

Петрушка огорченно махнул рукой.

- А как тебе в последние годы живется?

- - Сейчас полегче, - он снова оживился, - сейчас нам помогают. Только знаешь, какая опять большущая закавыка?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены