Моему молодому другу

Л Ошанин| опубликовано в номере №582, август 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дорогой друг! Восемнадцатилетний токарь московского завода «Динамо», ученик ремесленного училища Новосибирска, молодой горняк

с апатитовых рудников города Кировска, школьник из города Ярославля!

Кто б ты ни был, где бы ни жил, помнишь, как забилось твоё сердце, когда ты развернул «Правду» 21 августа 1950 года, где было опубликовано решение Совета Министров о строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции на реке Волге? Как взволновала тебя газета, когда в цехе в обеденный перерыв 31 августа ты прочитал постановление "О строительстве Сталинградской гидроэлектростанции на р. Волге, об орошении и обводнении районов Прикаспия»! Как следом за этим один за другим появились славные документы о строительстве Главного Туркменского канала Аму-Дарья — Красноводск, об орошении и обводнении земель южных районов Прикаспийской равнины западной Туркмении, низовьев Аму-Дарьи и западной части пустыни Кара-Кумы; о строительстве Каховской гидроэлектростанции на реке Днепре, Южно-Украинского канала, Северо-Крымского канала и об орошении земель южных районов Украины и северных районов Крыма; о строительстве Волго-Донского судоходного канала и орошении земель в Ростовской и Сталинградской областях.

В полный рост встал перед нами великий сталинский план преобразования природы, когда в одних скупых и строгих газетных строках раскрылось будущее огромных районов нашей Родины, каждый из которых по размеру равен нескольким европейским странам.

Мы твёрдо знали, читая эти изумительные документы, продиктованные сталинским гением, что каждое слово станет жизнью, что планы превратятся в миллионы кубометров вынутой земли, в миллионы кубометров уложенного бетона, в строгие пролёты плотин и прохладные стрелы каналов.

Так мы воспитаны с тобой коммунистической партией, великим Сталиным, народом, впитавшим в себя ленинское понимание мечты, мечты действенной и всегда исполняющейся.

Дорогой друг, комсомолец сталинских послевоенных пятилеток! С первых дней твоей трудовой жизни ты приходишь в просторные, светлые цехи заводов-гигантов. Ты видишь, как удивительно механизирован труд человека на строительстве, когда на твоих глазах вырастают высотные великаны-дома, когда на бетонном заводе, выпускающем тысячи кубометров бетона, что раньше было под силу только многим сотням людей, теперь всем процессом управляют три — четыре человека.

А ты представляешь себе, как это радостно видеть нам, комсомольцам первой пятилетки, комсомольцам 1930 года! Молодая советская Родина тогда только ещё начинала чувствовать крылья за своей спиной. План первой пятилетки, который сейчас по своему размаху выглядел бы очень скромным, в те дни казался грандиозным.

С вдохновением и радостью советская молодёжь пошла на призыв партии строить Магнитогорск, Днепрогэс и Комсомольск-на-Амуре, перестраивать шахты Донбасса, исследовать белые пятна на карте родной земли.

Мне довелось участвовать в строительстве далёкого полярного города на Кольском полуострове — города Кировска, где были открыты огромные, практически неисчерпаемые залежи белого камня — апатита.

Город строился на пустом месте, в краю непуганых птиц, как назвал его Сергей Миронович Киров. Жизнь в нём начиналась с палаток и землянок.

Мне никогда не забыть, как строилась полярная гидроэлектростанция на реке Ниве, её плотина, её деривационный канал, её турбины казались нам гигантскими, хотя они в несколько десятков раз меньше тех, что выпускаются сейчас.

Строитель Нивагэса — это был человек с лопатой, а создание гидростанции требовало тысяч рабочих дней, многих тысяч лопат.

С каким волнением и уважением смотрели мы на первый экскаватор, который пришёл на строительство деривационного канала!

... Я только что был на трассе Волго-Донского канала. Тот маленький экскаватор 30-х годов почти целиком влез бы в 14-кубовый ковш шагающего экскаватора-гиганта, созданного советскими инженерами для великих сталинских строек 50-х годов.

Дорогой друг! Мы, комсомольцы первой пятилетки, гордились нашим трудом. Ещё не зная другой техники, с нежностью и уважением относились к простому буровому молотку, к нашему маленькому экскаватору. Как же должен быть горд и счастлив ты, с первого дня своей юности современник и участник великих сталинских строек, потому что ты обязательный их участник, так как нет такого города и села, нет такого крупного завода в нашей стране, который бы так или иначе не работал на великие стройки!

Что прежде всего поражает взгляд сейчас на строительстве трассы Волго-Донского канала, на строительстве Цимлянского гидроузла? На всей трассе, как маяки, как строительные вехи, поднимаются стрелы мощных экскаваторов, гигантские портальные краны. Великолепные механизмы, управляемые умными человеческими руками, вынимают грунт, подают и укладывают бетон, выравнивают откосы будущего канала. Скрепера и бульдозеры, многоковшовые экскаваторы, бетонные насосы, изумительные землесосные снаряды. Трудно даже перечислить все виды механизмов, работающих на канале.

Если на строительстве первой пятилетки ведущей фигурой был человек с лопатой, то на строительстве послевоенной сталинской пятилетки основной работник — механик, скреперист, машинист экскаватора, багермейстер, электрик, шофёр. Вот ведущие профессии Волгодонстроя.

За плечами у нас уже весь опыт довоенных пятилеток, опыт Днепростроя

и Магнитогорска, огромный опыт строительства железных дорог и мостов, когда в рекордные сроки восстанавливались и строились заново заводы-гиганты, опыт восстановления Днепрогэса и Сталинградского тракторного завода.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены