Многозвучный узор

Андрей Баташев| опубликовано в номере №1162, октябрь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Консерваторию Аман Агаджиков окончил с отличием. И сегодня он – известны! в республике композитор, автор оперы «Сона», балета «Фирюза», симфонии «Памяти героев Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», множества других сочи нений. Но в каждом его инструментально! произведении живет дутар, а в каждой песне, в каждой оперной арии слышите; голос бахши...

– Нам очень дорога народная музыка, – говорит композитор. – Но мы хотим сделать ее более масштабной, полнозвучной. Мы должны использовать существующую гармонию, приблизив ее к дутарному звучанию. Мы стремимся создавать и новую гармонию, но исходя из потребностей народной музыки. Потому что песня бахши искусство бахши ценится в народе, словно капля воды в пустыне...

Капля воды. Одна-единственная нот: слабая и нежная, но навсегда остающаяся в памяти...

– Мы снимали ленту «Песнь о воде», – рассказывал мне кинооператор My рад Курбанклычев, за цикл своих работ выдвинутый на премию комсомола. – Однажды я поднялся рано утром. Солнце уж появилось. И смотрю – воробей прилетел Сел рядом с умывальником. Ждет, когда капля созреет и оборвется. И ловит ее н: лету.

Я решил снять этот кадр крупно. Hо только включил аппарат – воробей улетел Тогда я сделал длинный шнур, перенести аккумуляторы в помещение, сам ушел Стал пускать аппарат с помощью дистанционного управления. Вхолостую, чтобы при учить воробья к шуму. Часа через три воробей понял, что ничего страшного здесь нет. Да и жажда замучила. И мы снял! метров шестьдесят. В фильм вошло 3 метра, но для меня это были, наверное самые ценные метры...

Мурад рассказал мне и о другом эпизоде Как создавался киносюжет о добыче газе Чтобы передать образ света и тепла, таящегося в этом незримом ископаемом, во снимали сквозь пылающий факел.

– Факел держал режиссер Ходжоберд Нарлиев. Жар в лицо, руки обжигает... Ну температура в пустыне – градусов шестьдесят... Снимали дней двадцать. Людей машины, буровые – все сквозь огонь. Потом буровики говорили нам:

– Да, наша работа трудная, но и ваша не легче...

Этот факел, сквозь который авторы киносюжета увидели современную жизнь пустыни, – еще одна нота, жаркая, горячая сияющая... Это тоже звучание дутара, HI только в современном гармоническом из ложен ни.

Две контрастные ноты. Всего две. Hi чтобы услышать их, нужно обладал сердцем артиста, душою бахши.

Бахши... Это человек-искусство, чело век-мелодия. И он обязан подарить слушателям то, чего они не смогут получил нигде. Ни за какие деньги. Обязан подарит! им высокие чувства, облагораживающе эмоции. И он должен быть философом человеком, который не заботится о собственном благополучии – ведь привязанность к материальным благам лишила б его возможности жить чувствами и страстями героев любых времен.

Единственная ценность бахши – дутар. Туркмены говорят, что дутар лучше всем слушать на рассвете, когда вчерашние за боты уже исчезли, а сегодняшние еще HI пришли, когда звучание дутара легко i естественно соединяет реальность и фантазию, прошлое и настоящее...

И тогда, вслушиваясь в эту музыку помогающую вспоминать и предчувствовать, понимаешь, что слабое и нежное звучание дутара пронизывает во туркменское искусство, сплетая все его виды в сложный и постоянно развивающийся узор...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены