Фестивальная история переворачивает свою двенадцатую страницу
За тридцать восемь лет десять городов становились столицами фестивалей — Прага и Будапешт, Берлин и Бухарест, Варшава и Москва, Вена и Хельсинки, София и снова Берлин, Гавана — и снова Москва...
Фестивали вносили и вносят в диалектику послевоенного мира мощные позитивные импульсы.
Несколько суждений разных лет...
Назым Хикмет: «...Фестиваль — победная песня мира и жизни. Эта песня поется миллионами молодых людей различных стран».
Бертран Рассел: «Я горячо поддерживаю фестивали и форумы молодежи, ибо вижу в них один из важнейших путей к созданию обстановки, столь необходимой миру: взаимного доверия людей разных рас, вероисповеданий и политических убеждений».
Фредерик Жолио-Кюри: «Когда вы будете обмениваться идеями и опытом, когда ваши спортивные и культурные коллективы будут встречаться в соревнованиях, вы дадите человечеству больше, чем простые надежды, дадите ему великий пример братства и дружбы между народами...»
Турецкий поэт, знавший, что такое лавры и что такое тюремные застенки; английский философ, в знаменитом Манифесте, носящем имя его и Эйнштейна, призвавший человечество «научиться мыслить по-новому»; французский физик, стоявший у колыбели Всемирного движения сторонников мира, люди непохожих биографий и разных взглядов приветствуют фестивали. Великий Пабло Пикассо делает рисунок для фестивального плаката VI Всемирного. «Властитель дум» наших дней, озорной мудрец Габриэль Гарсиа Маркес становится президентом Национального подготовительного комитета колумбийской молодежи к XI Всемирному. О неизменной поддержке идеалов фестивального движения заявляли Томас Манн и Пабло Неруда, Альберт Швейцер и Ренато Гуттузо — люди, чей вклад в человеческую цивилизацию, в сотворение ценностей, являющихся ориентирами подлинного гуманизма, многообразен и велик.
Гуманизму в этом мире всегда противостояла бесчеловечность. Изгнать ее из жизни, из межгосударственных и межчеловеческих отношений — задача задач, проблема проблем. И сколь же значительна заслуга фестивального движения, неизменно утверждавшего в умах молодежи разных поколений мысль о том, что необходимо вооружиться терпением и оптимизмом, вступая на путь борьбы за освобождение нашего общего дома — планеты Земля — от нищеты и голода, от милитаризма и войны.
Да, каждый фестиваль — это радостный праздник узнавания друг друга, это грандиозная манифестация доброжелательства и симпатий, фейерверк зрелищ. Но это всегда и прямой, откровенный диалог о времени и о себе.
У добра и зла есть имя и адрес.
Как могло произойти, что в 80-е годы XX века человечество пришло к рубежу, за которым самоуничтожение? Кто виноват? И что нужно сделать, чтобы остановить безумный процесс сползания в пропасть ядерной войны?
Чтобы строить будущее, надо разобраться в настоящем и осмыслить прошлое.
5 лет 8 месяцев и 7 дней продолжалась вторая мировая война. 1418 дней — Великая Отечественная. «Мы глубоко ценим великолепный вклад, внесенный Советским Союзом в дело цивилизации и свободы. Вы продемонстрировали способность свободолюбивого и в высшей степени храброго народа задушить злые силы варварства, как бы мощны они ни были» — это слова президента США Гарри Трумэна. Май 1945-го...
Пройдет совсем немного времени, и он отдаст приказ об атомной бомбардировке японских городов. 6 августа бомба, названная «Малыш», взорвется над Хиросимой. 9 августа другая бомба, «Толстяк», поразит Нагасаки.
Известны высказывания авторитетнейших военных экспертов Запада, в которых сформулирован однозначный вывод: к моменту, когда было принято решение об атомной атаке, Япония была уже практически на грани военной катастрофы. В США знали о предстоящем вступлении Советского Союза в войну на Дальнем Востоке- Еще в феврале 1945 года на Крымской конференции руководителей трех союзных держав антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — было достигнуто соглашение, уточнившее существовавшую ранее договоренность: через два-три месяца после окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну с Японией.
Не на Японию была нацелена мощь атомного оружия...
В исследовании о президентстве Гарри Трумэна говорится: «Трумэн и его ближайшие советники думали использовать бомбу как средство дипломатического устрашения русских».
Объединенный комитет начальников штабов США провел специальное заседание с участием видных физиков, работавших над проблемами атомной энергии. Цель — дать прогноз в отношении возможностей создания атомной бомбы в СССР. Вывод специалистов: для этого потребуется минимум пять лет, максимум двадцать, а скорее всего — десять лет.
Атомный шантаж становился фундаментом стратегических доктрин Соединенных Штатов.
Начальник штаба ВВС США в документе от 21 декабря 1948 года, представленном комитету начальников штабов, сообщал: «К 1 февраля 1949 года будут розданы по частям планы целей и навигационные карты для действий против первых семидесяти городов. Имеющиеся карты... достаточно точны, чтобы обеспечить достижение любой желательной цели в пределах Советского Союза».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Экипаж полярников
Твой собеседник — чемпион
или Как фальсификация культурных и нравственных ценностей используется в грязной политической игре