В начале XVIII века традицию праздновать 1 мая Петр Первый перенял у немцев. В этот день по указу императора в городах, а не только в деревнях, следовало устраивать народные гуляния. Обычай первомайских гуляний со временем распространился на всю Россию.
Первомай в современном виде возник в середине XIX века в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. Вначале с этим требованием выступили рабочие Австралии 21 апреля1856 года. С тех пор этот праздник в Австралии стал ежегодным.
1мая 1886года анархические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций. При разгоне такой демонстрации в Чикаго 4 мая погибли шесть демонстрантов. В ходе последовавших на следующий день массовых выступлений протеста против жестоких действий полиции в результате взрыва брошенной неизвестным бомбы были убиты восемь полицейских, ранены не менее 50, и в последовавшей перестрелке были ранены минимум четверо рабочих (по некоторым данным, до пятидесяти убитых и раненых), несколько десятков человек получили ранения.
Мало похоже на праздник, не так ли? Но именно это событие стало краеугольным камнем в истории Первомая.
Далее по предложению американских рабочих, наметивших свою забастовку на 1 мая 1890 года, Парижский конгресс II Интернационала (июль 1889) объявил 1 мая 1890 года Днём солидарности рабочих всего мира и предложил отметить его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня и другими социальными требованиями. Как и в Австралии, успех демонстраций привёл к тому, что праздник стал ежегодным. Точнее, ежегодными стали грандиозные забастовки в этот день, поскольку ни одно правительство не желало такого официального «праздника непослушания»
В Российской империи Первое мая как день международной солидарности трудящихся впервые отметили в 1890 году проведением стачки 10 тысяч рабочих. С этим днем тесно связано и возникновение маёвок - нелегальных собраний рабочих, устраиваемых за городом в день 1-го мая под видом пикников. С 1897 года маёвки стали носить политический характер и сопровождались массовыми демонстрациями. Естественно, они преследовались царской полицией, что рассматривалось самими участниками маевок, как произвол и деспотизм самодержавия.
Первомайские выступления рабочих в 1901 году в Петербурге, Тбилиси, Гомеле, Харькове и других городах впервые сопровождались лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!» и столкновениями с войсками (например, так называемая «Обуховская оборона» 1901 года).
На первомайские стачки и демонстрации 1912-1914 годов выходило более 400 тысяч рабочих. В 1917 году, после Февральской революции, Первомай впервые праздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами «Долой министров-капиталистов!», «Вся власть Советам!», «Долой империалистические войны!»
Название «Первомай» со временем несколько раз менялось, в итоге он стал называться Днем международной солидарности трудящихся. Впервые его отметили официальной миллионной демонстрацией в 1918 году.
После Октябрьской революции первый день весны стал одним из важных советских праздников, которое начали отмечать «красным днем календаря» и сделали государственным выходным днем. Изначально протестная акция сменилась яркими парадами, демонстрациями, митингами, массовыми гуляниями.
В эпоху «развитого социализма» в СССР первомайские демонстрации стали нести иную смысловую нагрузку. В этот день трудящиеся СССР «выражали свою солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран, с национально-освободительным движением, выражают решимость отдать все силы борьбе за мир, за построение коммунистического общества».
Организованные колонны трудящихся шествовали по центральным улицам городов и посёлков под марши и музыку политической направленности, из громкоговорителей звучали приветствия дикторов и политические лозунги, а с трибун, установленных обычно возле главных административных зданий, демонстрантов приветствовали руководители КПСС и представители власти. Велась трансляция по местным теле- и радиоканалам. Главная демонстрация страны проходила ежегодно на Красной площади Москвы и транслировалась центральными телеканалами, со вставками кадров демонстраций в других крупных городах страны.
Поскольку на демонстрацию должны были идти все (полагалось, что добровольно), выходной день терял смысл. Пришлось сделать нерабочим и 2 мая, чтобы люди могли отдохнуть от официоза за праздничным столом, на природе или на приусадебном участке. Последний вид «отдыха» оказался наиболее популярен и пережил все политические катаклизмы.
Но чем ближе были девяностые годы, тем меньше становилось желающих стремиться к коммунизму бесплатно. Для многих это уже просто означало «не лишиться премии» или «получить отгул, когда нужно», большинство демонстрировало, таким образом, верность социалистическому курсу развития, стремление к общим идеалам и прочие доказательства лояльности к власти. Солидарность выражалась, как правило, в лозунгах, учитывающих остроту момента: если в какой-то стране загнивающего Запада капиталисты притесняли рабочих, последних непременно жалели.
А ведь, согласно «заветам Ильича», рабочие в этот день должны были праздновать своё пробуждение к свету и знанию, своё объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения, за социалистическое устройство общества. Но это довольно скоро потеряло свой изначальный смысл: образование стало обязательным, всеобщим и бесплатным, об угнетении лучше было вообще не заикаться, а общество и так было социалистическим – или, по крайней мере, изо всех сил к этому стремилось под «мудрым» руководством партии и правительства.
Как известно, праздник весны и труда отмечаем не только мы, но и еще около 140 стран. Первомай до сих пор отмечается в СНГ, в странах Европы и обеих Америк, а также в Азии (причем не только в Китае и КНДР, но и, например, в Таиланде).
Для многих государств этот праздник ассоциируется с различными гуляньями и весельем, но в некоторых странах до сегодняшнего дня организовывают различные митинги, демонстрации с политическими лозунгами и плакатами.
В Швеции 1-е мая с 1939 года тоже считается нерабочим днем — накануне вся страна празднует ту самую весеннюю Вальпургиеву ночь. Разжигаются костры, в которых горит накопившийся за год ненужный хлам. Всю ночь у костров идет веселье. Это не семейный, а скорее исторический публичный праздник, проведением которого часто занимаются общественные организации, чтобы дать людям возможность пообщаться и развлечься. Сам же день 1-го мая посвящен рабочему люду - проводятся митинги и манифестации в поддержку прав трудящихся.
В Англии этот день тоже является выходным: в 1977 году лейбористы объявили 1-е Мая государственным праздником.
Любопытно, что в Америке, на исторической родине пролетарского Первомая, это обычный рабочий день.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.