Мир Чехова

  • В закладки
  • Вставить в блог

Вдвойне примечательное: оно служит как бы комментарием к некоторым загадочным страницам чеховской прозы, и, в свою очередь, его легче понять и объяснить, опираясь на тексты чеховских книг.

Можно понять, почему из сестер Волчаниновых («Дом с мезонином») писателю ближе не Лида, которая и умна, и рассудительна, и деловита, а Мисюсь, в которой и всех достоинств-то — юность ее да непосредственность. Можно понять, почему довольно-таки терпимо относится Чехов к жертве, в которую дядя Ваня и Соня добровольно приносят себя Серебрякову. Ради чего она? Ладно, сначала эта жертва имела какой-то смысл: они боготворили профессора, видели в его деятельности нечто высокое, благородное. Но теперь-то, когда они убедились, что Серебряков — ничтожество, ничтожество и как ученый и как человек, — теперь-то ради чего приносить себя в жертву? А вот приносят. Такие люди.

Многие герои Чехова непрактичны, нерешительны, излишне мягки. Они беззащитны перед грубостью и хамством, перед людьми пошлыми и циничными. Беззащитность эта вызывает у нас протест. Мы хотим, чтобы эти герои были решительнее, энергичнее, чтобы они давали отпор. И забываем, что это были бы уже совсем другие люди, которые стали бы жить уже по другим законам и которые что-то выиграли бы от такого приобретения, но что-то и утратили бы.

Непонимание и неприязнь, заложенные между героями Чехова, не находят выхода. Даже если они выяснят отношения и окажется, что люди, которые живут в одной квартире или связаны много лет одним делом, не любят, ненавидят друг друга, объяснение это не изменит ничего. По-прежнему будут они сходиться за обеденным столом, по-прежнему будут накапливать раздражение друг против друга, пока оно опять не прорвется в каком-либо неожиданном столкновении.

Чехов показывает, как люди пьют чай, играют в карты, говорят глупости, волочатся, женятся. Им кажется, что это и есть жизнь, что она не может и не должна быть иной. Их вполне устраивают отупляющая праздность, ложь, грязь и теснота в доме. На первом месте у них гусь с капустой; если по воскресеньям у них стоит на столе гусь с капустой — это лучшее доказательство того, что живут они хорошо и правильно.

Пошлость, бессмысленность этой жизни и раскрывал Чехов. Он, по определению Горького, прошел мимо «скучной серой толпы бессильных людей», чтобы с упреком, с горечью сказать им: «Скверно вы живете, господа!»

Чехов изображал устойчивость жизни, устойчивость в отношениях между людьми. Но есть у Чехова и особенный рассказ, рассказ, который, в частности, говорит о том, что устойчивость жизни не бесспорна. Она сильна, но не всесильна, с нею можно спорить, ей можно бросить вызов. И вызов этот бросает не какой-либо необыкновенный человек, редкий, исключительный. Нет — двадцатитрехлетняя девушка, невеста, за которой не водится особых достоинств и талантов. Она, например, с шестнадцати лет страстно мечтает о замужестве — теперь ее желание сбывается... почти сбывается: до свадьбы остаются какие-то считанные дни. Но она не выходит замуж. Она порывает с женихом, уезжает от родных, от налаженной, спокойной жизни — в жизнь неналаженную и неспокойную.

«Перевернуть жизнь» — эти слова несколько раз встречаются в рассказе. Чеховские герои, как правило, были неспособны «перевернуть жизнь» — хотя бы для самих себя. Надя — способна.

Для того, чтобы Чехов написал рассказ «Невеста», многое должно было произойти. Должно было произойти нарастание революционной ситуации и революционной борьбы в России. Должно было измениться отношение Чехова к этой борьбе.

У Чехова не было ясного представления о путях социального переустройства жизни. Политические его взгляды не всегда находились в русле передовых общественных идей времени. Но нравственная его программа была прогрессивной; больше того, своей притягательности, актуальности она во многом не утратила и сегодня. Это вполне конкретная и четкая, богатая и многосторонняя программа. В ней есть своя логика и целенаправленность.

Известно письмо Чехова к брату Николаю, в котором он высказывает свое кредо воспитанного человека. Чехов несколько раз подчеркивает слово «воспитанный», однако ясно, что речь идет не только о воспитанности, что значение письма намного шире. Нигде и никогда больше Чехов не высказывает свою нравственную программу так определенно и развернуто. Вот важнейшие ее пункты:

Воспитанные люди «уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги...

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках...

Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в других сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали или нянчились с ними...

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако... Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили...

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой...

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки...»

Такова в основных чертах нравственная программа Чехова. Увы, примеры, подкрепляющие эту программу, жизнь предоставляла Чехову не слишком часто. Значительно чаще ему приходилось наблюдать действия и поступки, из которых складывался иной кодекс, кодекс невоспитанного — говоря словами Чехова — человека.

Отрицательные черты такого человека Чехов не объяснял (и не оправдывал) только социальными причинами. Он выдвигал и нравственный критерий — ответственность каждого человека перед самим собой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Дон Кихот из котельной

21 июня1962 года родился Виктор Цой

О, сад ночной…

17 марта 1856 года родился Михаил Александрович Врубель

Открытие Южного Полюса

16 июля 1872 года родился Роальд Руал Амундсен