В далекие, седые времена известны были два могущественнейших государства Малой Азии - Вавилон и Ассирия. Плодородные поля этих государств неизменно давали каждый год обильные урожаи.
Но вот по какой-то непонятной причине урожаи стали настойчиво падать. Казалось, почва устала и не в силах родить прежнего изобилия хлебов. В результате поля стали бесплодными, страна опустела.
Та же опасность нависла над Европой во второй четверти прошлого века: урожайность европейских полей неуклонно падала. Но ее не постигла участь Малой Азии: немецкий ученый Юстус Либих определил причины надвигающейся катастрофы и указал средство к ее устранению. Он нашел, что урожайность полей зависит от присутствия в почве особого вещества - солей калия. Эти соли являются основной питательной пищей растения. Даже больше, растения только тогда становятся восприимчивыми к усвоению питательных веществ, находящихся в почве, когда она богата солями калия. Но калий постепенно исчезает из почвы: его «поедают» растения и вымывает вода. Естественная же прибыль калия не может восполнить этой убыли и поэтому вполне понятно, почему поля Малой Азии, а затем и Европы стали давать все уменьшающийся урожай. Европа, если не хочет пойти по пути Малой Азии, должна во что бы то ни стало вернуть своим полям израсходованный калий. Таков был вывод Юстуса Либиха.
Но где найти этот калий? К счастью, как раз с этим моментом совпало открытие все в той же Германии около г. Стассфурта богатейших залежей калийных солей, а молодой химик Адольф Франк нашел способ добычи этих солей и обработки их для целей удобрения. Всю свою жизнь пришлось ему бороться с косностью и консерватизмом немцев. - «Зачем покупать навоз в аптеке?» - недоумевали они. Но, в конце концов, нужда, пропаганда и здравый смысл сделали свое дело - Зап. Европа была спасена калийным удобрением, а Германия получила в районе Стассфурта не только выгодную статью своего заграничного вывоза, но и средство быстро поднять свое сельское хозяйство. И оно действительно было быстро поднято: сбор в 1 тонну (61 пуд) с десятины быстро возрос до 2-3 тонн (120- 180 иуд), увеличившись в три раза.
Особенно же резко почувствовала Германия нее значение своих калийных солей во время последней империалистической войны. Окруженная со всех сторон, она в состоянии была держаться, главным образом, потому, что ее поля, удобренные стассфуртским калием, каждый год давали прекрасный урожай и спасали армию и население от голода. Залежи калия оказались не менее важными для войны, чем заводы Круппа.
До последнего времени на земном шаре было обнаружено только два крупных месторождения солей калия: стассфуртское и эльзасское. Оба они в период войны находились в руках Германии, и это отсутствие калийного удобрения чрезвычайно больно ударило по остальным страна».
Как результат этого, везде начались усиленные поиски новых месторождений калия. Северная Америка, например, за короткий военный период не поскупилась истратить на эти поиски 55 миллионов рублей. Но в конечном счете эти миллионы точно так же, как и громадные средства, отпущенные с этой же целью другими государствами, оказались выброшенными на костер: залежей калия нигде не было найдено.
Первые поиски калия в Советском Союзе) начались осенью 1025 г. в районе гор. Соликамска. На них было истрачено 500.000 рублей. Этой же осенью (1926 г.) предварительные изыскания закончились, доказав, что в верховьях Камы СССР обладает громадным калийным богатством.
Вот некоторый цифровой результат этих изысканий. В районе Соликамска пласты калийных солен оказались на глубине 90 метров (42 саж.), в то время, как германские имеют 130 метр. (61 саж.), а эльзасские-450 метр. (211 саж. глубины). Тот же блестящий для нас результат и в отношении мощности пластов. В эльзасском месторождении каждый квадратн. километр может дать 2.200.000 тонн калийных солей, наше же Соликамское содержит, по крайней мере, 11.500.000 тонн на той же площади.
В конечном счете первые изыскания показали, что в районе Соликамска пока обнаружено 100 миллионов тонн чистого калия. Считая, что тонна калия оценивается в 90 рублей, мы получили, что в недрах Соликамска лежит золотой клад в 9 миллиардов рублей. Но, ведь, это - только предварительный подсчет. Несомненное же наличие этих залежей еще в неисследованном районе дает основание специалистам утверждать, что новые запасы солей калия в СССР окажутся не только богаче эльзасских, но смогут поспорить но своему объему и со стассфуртскими. А это говорит о том, что СССР неожиданно выдвигается на первое место в этой исключительно важной отрасли мирового хозяйства.
По распоряжению ВСНХ уже образован Советский Калийный трест, который, по мнению лучшего знатока этого дела, проф. Д. Н. Прянишникова, в феврале 1927 года начал добычу калия из первой шахты у гор. Усолье.
Прежде всего - полное освобождение от кабальной зависимости от заграничного калия. И даже больше - значительный вывоз советского калия на мировой рынок. Другими словами, совершенно неожиданно калий из импорта становится экспортом, из расхода делается доходом. А в результате - десятки миллионов рублей сэкономленных денег.
Но самое главное - это «полный переворот в земледелии СССР», как говорит академик Ипатьев. Потому что наш собственный советский калин даст возможность широко применить его в нашем сельском хозяйстве и тем самым достигнуть повышения урожайности в 2-3 раза.
В районе никому неизвестного до сих нор Соликамска СССР получил новый громадный, многомиллиардный золотой фонд в новооткрытых залежах солей калия.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.