Полагаю, что этой вопиющей непопулярностью не в последнюю очередь и объясняются раздражение и выпады против иных, успешно развивающихся направлений в музыке. Но главное, оказав плохую услугу себе, эти «представители прогресса» пытаются вызвать недоверие публики ко всей создаваемой сегодня музыке.
Все сказанное не означает, конечно, что следует отвергать все написанное авангардистами. Они изобрели немало интересных колористических приемов, которые, безусловно, пригодятся очень многим композиторам в их экспериментальной кухне, в решении некоторых вопросов профессиональной техники. Существуют же специальные упражнения, этюды, предварительные варианты сочинений. Но не часто они могут представлять интерес как произведения искусства. Намеренно укладывать себя в заданные формальные рамки – значит, заведомо связывать собственную фантазию, разрушать самый принцип искусства. И жаль тех, кто тратит время на явно бесплодные эксперименты.
Поиски формы ради формы, разрушение мелодической выразительности, гармонии, образов... Новая форма создается отнюдь не для того, чтобы кого-то удивить сложностью и новизной. Внешние приемы – всего лишь способ выразить художественные позиции автора, воплотить его чувства и мысли. И об этом следует говорить неустанно, чтобы уберечь молодых композиторов от ошибок, на которые напрасно потерял годы не один талантливый автор.
У нас исполнение подобных «новаторских» сочинений порой может собрать аудиторию. Но это скорее любопытство, чем действительная духовная потребность. Я много бывал в разных странах и могу только подтвердить: нигде не только не хотят слушать авангардистов, но ныне вообще во всем мире резко упал интерес к «формальной» музыке, потому что большинство зарубежных современных композиторов скомпрометировали себя в глазах публики хотя бы временными увлечениями, модными, но бесплодными направлениями.
Думаю, чаще всего кажущееся «стремление» уйти от мелодии означает просто неспособность автора создать красивую мелодию.
Я часто играю в молодежной аудитории, и эти концерты – из самых радостных. Очень трогает интерес и тепло юных сердец. Люблю, когда мои сочинения исполняют молодые музыканты. Мой скрипичный концерт, вслед за Леонидом Коганом, вскоре блестяще стала играть японская девочка Екко Сато. А на последнем авторском вечере в Большом зале консерватории с огромным успехом выступил одиннадцатилетний скрипач из Новосибирска Вадик Репин. Мы легко находим взаимопонимание и с моими учениками в консерватории, среди которых уже есть известные композиторы: Вячеслав Овчинников, Александр Чайковский, Татьяна Чудова. Мне близки их интересы, радуют их творческие поиски и удачи. Рядом с ними просто невозможно состариться, растерять задор, оптимизм, энергию, пусть это безудержно льется в новых моих сочинениях. Многие из них я посвящаю молодежи.
И, наконец, мне хочется обратиться непосредственно к вам, мои юные читатели. Трудно и вряд ли правомерно выделять в музыке то, что относится непосредственно к молодежи и ее эстетическому воспитанию. Но, безусловно, вы – одна из самых обширных и значительных наших аудиторий, и мы, композиторы, в ответе за ту музыкальную атмосферу, что вас окружает.
Увы, немало молодых людей заблуждается в своих эстетических привязанностях, порой нигилистически относится к классической музыке. Но ошибкой было бы утверждать, что молодежь интересует только джаз: на симфонических концертах всегда много молодых.
Знаю только один способ разжечь интерес к музыке: рассказывать о ней, побуждать слушать ее. Как привить тягу к живописи, если не видеть полотен Рембрандта? Как понять гениального Пушкина, если не читать «Пиковой дамы» и «Евгения Онегина»? Не может человек заинтересоваться тем, чего он не знает. Зато чем больше знает, тем безграничнее жажда к познанию. Искусство существует тысячелетия, время отбирает и сохраняет для нас лучшие его образцы. Они необходимы всем людям, это наша духовная атмосфера. Только слушая много музыки, активно занимаясь ею в любительских коллективах, в музыкальных школах и кружках; читая о ней, вы можете научиться отличать настоящее искусство от суррогата.
А наши сочинения, обращенные к молодым, должны быть особенно яркими, увлекательными, с полетом фантазии, с чутко подслушанными и верно обобщенными современными интонациями. И непременно остронациональными и искренними. Фальшь, надуманность всегда отвращают от музыки, потому что по самой природе своей музыка – это искренний голос сердца.
Большое счастье – владеть этим великим голосом. Поэтому, если бы случилось вдруг чудо и вернулось назад далекое и прекрасное детство, все равно выбрал бы я для себя один-единственный возможный и радостный для меня путь – музыку!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.