ЕСЛИ внимательно приглядеться к нескольким, даже различным по назначению машинам, то легко заметить, что их основные части, по существу, одни и те же.
Развитие техники заключается, главным образом, в умножении комбинаций этих типичных частей и в приспособлении и формы и материала к тем или иным специальным требованиям.
Под именем «Меккано» за границей известен набор для моделирования, построенный как раз на этом принципе. Представьте себе ящик с отделениями, наполненный стандартными частями машин, в уменьшенном, конечно, виде.
Как основу для всякого механизма, мы найдем здесь, прежде всего, пластинки различной длины с просверленными в них рядами отверстий. Соединяя эти пластинки друг с другом при помощи маленьких болтиков с гайками, можно построить стойку любой машины, форму любого металлического моста или подъемного крана, мачту электропередачи т т. д.
Задача эта тем более облегчается, что на ряду с основными плоскими пластинками и болтами для скрепления наборы снабжаются еще «угловым железом» и скобками различной величины.
Следующая группа частей служит для сборки движущихся элементов модели. Сюда относятся, прежде всего, шины (колеса), служащие в разных случаях для самых разнообразных целей. Далее мы встречаем валы, гладкие или с винтовой нарезкой, клеммой (защелки, зажимы), для установки колес на валу в определенном положении, несколько видов шарниров и, в более крупных наборах, различные зубчатки, ролики а т. п.
Даже при малом количестве этих частей имеется полная возможность строить довольно сложные движущиеся модели.
Модели получаются, конечно, весьма схематичными, но основная идея машины, как видно на рисунке, все - таки полностью передается.
Эта разносторонность «Меккано» и подобных ему наборов для моделирования (германские «Стабиль» и «Мэклин», наш советский «Пионер», выпущенный недавно в Харькове) создает для его применения весьма широкие возможности.
«Меккано» может применяться как игрушка для детей (малые наборы №№ 1 - 2), как интересное и полезное развлечение для подростков (средние наборы) и, наконец, как вполне деловое орудие изучения техники в профшколах, ФЗУ, специализированных школах II ступени, даже в техникумах и втузах (большие наборы №№ 5, 6, 7).
«Меккано» развивает изобретательность, приучает планировать свою работу и, главное, создает техническую психологию в человеке. Кроме того, что «мекканист» на практике знакомится с принципом действия и устройства различных машин и инженерных сооружений, он еще научается конструировать, - комбинировать из небольшого числа деталей различные по характеру и назначению механизмы.
Между школой и фабрикой, между школой и втузом или техникумом у нас сейчас явный прорыв. Смена приступает к изучению техники только там где надо, по существу, проходить уже не азы, а самую «науку». Между тем, ни в школе, ни даже в пионеротряде или клубе молодежи техника у нас еще не в почете. Причина проста. Нет метода живого и завлекательного, для того, чтобы заинтересовать техникой. «Меккано» заполняет этот пробел, и его надо, поэтому, как можно сильнее продвигать.
Всесоюзное общество «Техмасс» организовало недавно специальную секцию технического любительства и поставило своей задачей добиться массового производства «Меккано» в СССР. Почин этому производству уже положен в Харькове, выпущены уже наборы № 1, и по воем данным в этом году мы будем уже иметь новый увлекательные вид технической учебы.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.