Мечтайте, творите, дерзайте!

Борис Егоров| опубликовано в номере №735, январь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Коммунизм для нас не абстракция. Мы представляем его вполне конкретно. Мы чувствуем его дыхание, мы ощущаем его близость. Наш строй открыл каждому гражданину Советского Союза самые широкие возможности для осуществления его личных планов и замыслов. А мечтают у нас все, и слово «мечтатель» почти утратило смысл иронический и приобрело смысл положительный, высокий.

... В декабре 1934 года в клубе московского завода «Шарикоподшипник» собралась группа передовых рабочих, инженеров, мастеров, чтобы подвести итоги того, что сделано, сообща помечтать о будущем своего предприятия, о своем будущем. Это были в большинстве молодые люди, комсомольцы, которые на окраине Москвы, на месте былой свалки, построили завод и остались на нем работать. Многие из них не имели никакого образования и только что начинали осваивать производственные специальности. Вот чернорабочий, комсомолец Александр Герасимов, который еще недавно вбивал первые вешки на строительной площадке за Крестьянской заставой; вот Григорий Андросов, работник отдела технического контроля; токарь - затыловщик инструментального цеха Анатолий Громов; чернорабочий Сергей Банков и другие труженики нового завода.

«Конференция мечтателей» - так назвали они свое собрание. Участники конференции говорили о том времени, когда «Шарикоподшипник» превратится в большое, передовое предприятие, когда отечественная техника так широко шагнет вперед, что завод будет способен выполнять любые задания. Тогда исчезнет, как говорили они, графа «импорт», появится графа «экспорт».

Комсомольцам очень хотелось учиться, они мечтали получить образование, стать хорошими специалистами. И верили они, что все так и будет.

Как сложилась их жизнь?

Через двадцать лет они снова собрались вместе, на вторую «конференцию мечтателей».

Жизнь не обманула романтиков. Многое они успели сделать, многого достичь.

За столом конференции сидели Григорий Андросов, заместитель министра, трижды лауреат Сталинской премии, Анатолий Громов, главный инженер 1 - го Государственного подшипникового завода, тоже лауреат Сталинской премии. В годы первых пятилеток Громов был одним из лучших рабочих завода. Он каждый день перевыполнял нормы, успевал помогать товарищам, а вечерами учился и вскоре окончил вечернее отделение Московского Высшего технического училища имени Баумана. Без отрыва от производства закончил два института - МГУ и МВТУ - бывший чернорабочий Сергей Байков. Он получил звание кандидата технических наук и стал руководителем экспериментальной лаборатории научно - исследовательского института. Такой же путь прошел и бывший чернорабочий Александр Герасимов, тот самый, который вбивал первые колышки на строительной площадке завода. Получив образование, он работал техником, начальником цеха, главным технологом, директором завода, заместителем начальника главка.

Бывшие молодые рабочие «Шарика», как они часто любовно называют свой завод, дали стране большой отряд технической интеллигенции. На конференции назывались многие имена: бывший слесарь Ретивой и шлифовщик Васильев стали директорами заводов, наладчик Коробов - главным инженером главка, наладчик Спришевский - директором научно - исследовательского института, слесари Народецкий и Черновский, строгальщик Брозголь - учеными... Перечень имен приводился большой, длинный. Но главное, в конце концов, не в том, какая у кого должность, а в том, что все эти люди имели возможность творить, дерзать, учиться, расти, осуществлять свои замыслы.

С гордостью говорили мечтатели о своем заводе, слава о котором перешагнула за пределы страны. Это предприятие, оснащенное самой передовой техникой, предприятие, где был создан первый в мире цех - автомат, выпускает продукцию, которая идет не только на автомобильные, тракторные и машиностроительные заводы Союза, но и за рубеж. Исчезла графа «импорт», появилась другая - «экспорт».

Действительность обогнала даже самые смелые мечты.

- Вообразите, - говорил Сергей Павлович Байков, - что кто - нибудь из нас сказал бы двадцать лет назад примерно такое: «Настанет время, оно не за горами, когда один станок нашего отечественного производства будет шлифовать шариков столько, сколько сейчас шлифует весь цех с его немалым станочным парком марки «Фиат»... Когда съем с наших отечественных станков будет в три раза больше, чем с итальянских, и выпуск шариков возрастет в 28 раз». Вероятно, такая речь вызвала бы даже у самых горячих мечтателей недоверчивую улыбку. А ведь все это осуществлено!

А вот еще одна иллюстрация исполнения желаний. Ее привел Александр Григорьевич Герасимов.

- Мне вспоминается, друзья, то время, когда мы с вами собирались первый раз, - сказал он. - Мы только вступали в жизнь, становились на ноги, обзаводились семьями. Тогда у меня родился сын. Каждый из нас мечтал о будущем наших детей, радовался тому, в какое чудесное время им придется расти, жить, трудиться. В те годы я много читал о Возрождении. Очень сильное впечатление на меня производила фигура титана этой эпохи - Леонардо да Винчи. Он был великий труженик, и нам, строителям коммунизма, его энергия, стремление все время идти вперед очень близки. Мы с женой дали сыну имя Леонардо. Мы мечтали, чтобы сын стал образованным, всесторонне развитым человеком социалистического общества. Тогда к нам на завод часто приезжали писатели.

Поэт Виктор Гусев, узнав, что у меня родился сын и что я назвал его Леонардо, написал стихи:

... И вот он - отец. Он смущается даже, и слышу я ласковый голос его:

«Сын с трехдневным жизненным стажем, сын мой. не знающий ничего, спи, просыпайся, расти, как надо.

Ножки окрепнут - ходи, не робей, а я назову тебя Леонардо, мой уважаемый воробей.

И это будет не только имя, -

Я дам в придачу тебе, малыш, руками выстроенный моими завод, в котором и ты прогремишь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены