Мастера точности

Г Мерлинский| опубликовано в номере №509, август 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Трудно представить себе ребёнка, который, получив в руки новую игрушку, не заинтересовался бы: «А что внутри?»

Сколько кукол, мишек, кроликов и иного тряпичного зверья выпотрошено руками любознательных «исследователей»!

Ни одна механическая игрушка, будь то заводной паровозик, автомобиль или музыкальный ящичек, не избежала печального конца, лопав в детские руки.

Тайны механизма прельщают и мальчиков и девочек. «Жизнь» игрушки исчисляется днями, а иногда и меньшими сроками.

Предел мечтаний любознательного ребёнка - познать тайну часов. Но эта мечта недостижима. Взрослые сурово охраняют её от пытливых детских глаз и в особенности от рук.

Пятнадцать лет - тот возраст, когда при желании каждый мальчик или девочка могут не из любопытства или шалости, а всерьёз заняться разгадыванием тайны часового механизма. Для этого они ДОЛЖНЫ стать учениками ремесленного училища, готовящего часовщиков. Таким (ремесленным училищем является училище № 57 города Москвы.

Старший педагог училища Алексей Яковлевич Кузьмин, мастер с сорокатрёхлетним производственным стажем, рассказывает:

- С детства меня влекли к себе механизмы. И чем меньше, точнее был механизм, тем он был для меня интереснее. Потом уже я узнал сказку о тульском мастере Левше, подковавшем «аглицкую» заводную блоху. Но стать именно таким мастером я мечтал ещё много раньше. И поэтому был счастлив, когда удалось устроиться мальчиком в часовую мастерскую кустаря - часовщика Дмитриева. Это был замечательный русский часовщик. За шесть лет обучения я ознакомился у него с часовыми механизмами самых разнообразных систем. Потом я работал в часовой мастерской универсального магазина «Мюр и Мерилиз». Учения там никакого не было, до всего приходилось доходить самому на практике.

В нашем советском училище обучение построено по - иному. Прежде всего ученики обучаются точности и аккуратности в работе. Учебная мастерская напоминает хирургический кабинет. Абсолютная чистота. Ни пылинки. Каждая пылинка высасывается из часового механизма резиновыми грушами. Ногти учеников тщательно подстригаются.

Первый этап обучения - будильник. В руки ученикам даётся не столь уже сложный механизм с крупными деталями. Если ученик что - нибудь «сломает», в этом нет большой беды. Сам сломает - сам и починит под руководством часовщика - педагога.

Затем начинается обучение самому сложному процессу - оборке часов из множества деталей, большинство которых не видно невооружённому глазу. Нужно сложить и сладить механизм, работающий с безукоризненной (точностью.

Несмотря на то, что в училище принимаются подростки с совершенно нормальным зрением, ах глаза «вооружаются». Каждый ученик должен В совершенстве владеть часовой лупой, с которой он работает над сборкой мельчайших механизмов часов.

Мы входим в учебную мастерскую. Здесь ученики собирают советские часы «Победа» и «Салют». Ученик, успешно закончивший курс, получает в руки ключ к любому часовому механизму. Он имеет возможность стать мастером не только починочной мастерской, но и мастером важнейшего, сборочного цеха часового завода.

Двадцать лет существует училище, подготовляющее часовых дел мастеров. Производственную практику будущие мастера проходят на московских часовых заводах.

В дни Великой Отечественной войны многие ученики училища сражались в рядах Советской Армии. Артиллеристы, лётчики, подводники присылали письма с фронта Алексею Яковлевичу Кузьмину. Они благодарили старого мастера за прекрасное практическое преподавание основ механики, которое помогло им овладеть военными специальностями.

Золотые руки у русского мастера Алексея Яковлевича Кузьмина, старого часовщика, любовно передающего свой огромный опыт молодёжи.

- Недаром в народе такая поговорка сложилась: «Работать точно, как часы», - говорит Алексей Яковлевич. - В нашем деле главное - точность... Всё у нас на аккуратности построено. Училище учит точности.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого  российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о  Надежде фон Мекк   – женщине, видевшей смысл своего существования  в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Логарифм единицы

Из рассказов, поступивших на конкурс