Еще осенью прошлого года немцы хвастались, что Ленинграду не устоять под ударами гитлеровской армии. Много раз они назначали день и час вступления в северную столицу и рассылали пригласительные билеты на банкет в гостинице «Астория». Но билеты так и оставались неиспользованными. Банкет приходилось откладывать, а вместо гостей вызывать к Ленинграду все новые и новые резервы.
Фронт подходил к городу вплотную. На фронт ездили в трамвае. Трамвай останавливался у Кировского завода, а трамвайная линия уходила далеко к немцам в тыл.
Немцы бомбардировали город, обстреливали из дальнобойной артиллерии, пускались на «психические атаки».
Ленинград защищали с воздуха, суши и моря.
В эти трудные сентябрьские дни, когда бои шли на подступах к Ленинграду, группа моряков с линкора «Марат» вышла на передовые позиции. Маратовцы выбрали место, с которого удобно было следить за немцами, и устроили здесь корректировочный пост: вырыли глубокий окоп для наблюдения и корректировки стрельбы, протянули телефонную линию, построили блиндаж. В окопе расположился с маленькой, портативной установкой радист Дедов.
Немцы были на расстоянии нескольких сот метров. Невооруженным глазом можно было видеть ряды проволочных заграждений, окопы, постройки, превращенные немцами в дзоты, и шоссе, уходившее вдаль.
- Шоссе на этом участке - основная коммуникация у немцев. Не сводить с него глаз день и ночь! - приказал командир корректировочного поста старший лейтенант Стародубцев.
Немцы подготавливали новое наступление, и по ночам на шоссе двигались вереницы автомобилей с пехотой, танки, бронемашины. Наблюдатели маратовского корректировочного поста следили, в каком направлении идут и где скапливаются немецкие резервы, и передавали эти сведения на линкор.
9 сентября, в 13 часов 45 минут, с линкора «Марат» сообщили:
- Усилить наблюдение. Открываем огонь по скоплениям моторизованных колонн и пехоты немцев.
В боевой рубке линкора управляющий огнем главного калибра капитан 3-го ранга Лебедев. Перед ним карта, расчеты; красным карандашом на карте вычерчен квадрат, по которому сейчас ударит линкор.
Из погребов подают тяжелые снаряды.
- Ну, гады, достанется вам сегодня! - от всего сердца говорит старшина 2-й статьи Серов.
Его товарищ взял мел и широкими, размашистыми буквами вывел на многопудовых снарядах: «За родину!», «За Сталина!», «За жен и матерей!»...
- Точка наводки - знак «Т». Орудия зарядить!
Плавно поднимаются хоботы пушек. Упрапляющий огнем смотрит на часы. Радист вызывает:
- Корректировочный пост?
- Пост слушает.
- Внимание!...
Залп. Сверкнуло пламя. Дрогнул борт линкора. Из пасти орудий пополз желтый дымок. Радист передал:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.