Внимание: торпеда

опубликовано в номере №363-364, июль 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

По зеркальной глади моря идет корабль. Ничто не предвещает опасности. И вдруг грохот взрыва. К небу вздымаются высокие столбы воды и дыма. Корабль кренится и начинает погружаться. Через 15-20 минут его уже нет на поверхности воды.

Что случилось?

Торпеда поразила корабль!

До появления торпеды взорвать вражеский корабль было очень трудно. Для этой цели имелись так называемые ударные милы, которые прикреплялись к длинным шестам. Чтобы нанести удар по неприятельскому кораблю, надо было подвести мину почти вплотную к судну. Это и делали моряки-добровольцы. Герой-доброволец приближался на катере к кораблю противника и наносил ему удар шестовой миной. Герой погибал вместе с подорванным им кораблем.

Несовершенную шестовую мину и отважного моряка заменила торпеда, механизм которой состоит из 1325 частей, более сложных, чем детали часового механизма. Торпеда фактически является маленькой подводной лодкой, в высшей степени остроумно задуманной и почти, можно сказать, разумной. В самом деле, выброшенная из специального аппарата торпеда сама поворачивается и направляется прямо на неприятельский корабль. Мчится она со скоростью 50-60 километров в час, не уклоняется в сторону, ни вниз, ни вверх. Торпеда сама держится на заданной глубине. Ударив в неприятельский корабль, торпеда взрывается и разрушает судно. Если торпеда промахнулась, она уходит на дно, чтобы случайно не поразить свой корабль.

Внешний вид торпеды напоминает сигару. Ее диаметр-450 миллиметров, а длина - около 6 метров. Внутри она разделяется на четыре части: зарядное отделение, воздушный резервуар, кормовую часть и, наконец, хвостовую часть с рулями и гребными винтами.

Главные механизмы торпеды расположены в кормовом отделении. Здесь находится камера, а которую поступают воздух из специального резервуара и керосин. В ту долю секунды, когда керосин загорается от автоматически зажигающегося патрона, специальный сосуд начинает обдавать пламя водой. Пламя и вода образуют пар, и вся смесь из газов, сгоревшего керосина, водяных паров и воздуха поступает к главной матине и ударяет по ее механизмам с такой силой, что создает движущую энергию в 400 лошадиных сил.

Машина торпеды по своей конструкции напоминает обыкновенную машину паровоза. И хотя невелик ее размер, но обладает она огромной силой. На коротких дистанциях машина торпеды может развивать до 200 лошадиных сил (столько же, сколько 7 автобусных двигателей).

Теперь представьте себе: торпеда выброшена в воду, она ринулась вперед; если никто не будет управлять движением торпеды, она либо выскочит на поверхность, либо нырнет в глубину, а то может ненароком повернуть обратно и ударить в корабль, спустивший ее в воду.

Для того чтобы это не случилось, придуман специальный аппарат, который управляет движением торпеды.

Как известно, давление воды резко меняется в зависимости от глубины погружения. На этом принципе и основано действие гидростатического аппарата. Как только торпеда слишком погрузилась, рулевая машина, испытывая слишком большое давление воды, перекладывает горизонтальные рули кверху. Как только торпеда слишком вынырнула, пружина пересиливает давление воды, и рулевая машина перекладывает горизонтальные рули на погружение.

Специальный жироскопический прибор, названный по имени своего изобретателя прибором Обри, управляет направлением торпеды. Основан он на свойстве быстро вращающегося волчка сохранять направление своей оси.

В момент выстрела у торпеды откидывается курок, открывающий машинный кран, через который воздух поступает в подогревательный аппарат, а заодно и в маленькую турбину, запускающую жироскоп. В четверть секунды эта турбинка сообщает жироскопу скорость вращения в несколько тысяч оборотов в минуту и сразу же автоматически от него отключается.

Таким образом, когда торпеда покидает торпедный аппарат, жироскоп уже запущен. Дальше этот жироскоп при помощи рулевой машинки будет вести торпеду по направлению, которое было заранее определено.

В 1860 году капитан 2-го ранга австрийского флота Луппис построил первую модель снаряда-судна. Но этот снаряд был примитивен. Только через 6 лет инженер Р. Уайтхед сконструировал и построил первый самостоятельно двигающийся под водой «минный корабль» под названием «торпедо».

Первыми попытались применить торпеду в бою англичане. 10 июня 1877 года английский крейсер «Шах» выпустил торпеду по перуанскому монитору «Гуаскар», но промахнулся.

Общее признание торпеда получила в 1891 году. Шла гражданская война в Чили. Перешедший на сторону повстанцев броненосец «Бланко-Энкаладо» стоял на рейде, когда к нему подошли два правительственных миноносца и выпустили 6 торпед. Броненосец затонул.

В первую мировую войну 220 боевых кораблей и свыше 6 тысяч пароходов стали жертвами торпеды-этого коварного оружия морского боя.

В нынешней войне торпеда применяется еще в больших размерах - на Тихом океане, и в Средиземном море, и в холодных водах Баренцова моря.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены