Максим Горький

И Кубиков| опубликовано в номере №31, июнь 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

МАКСИМ ГОРЬКИЙ выступил в русской литературе в 1892 г., т.е. около тридцати пяти лет тому назад. Это было время, когда еще не прошло полное затишье в русской общественной жизни. Царское правительство, окончательно раздавившее в 1884 г. движение народников революционеров, стремилось всех согнуть в бараний рог. Экономическое положение страны было таково, что господству дворян - землевладельцев и крупной хищнической буржуазии противостояло недовольство всех остальных слоев населения обширной страны и особенно недовольство рабочего класса и крестьянства. Но движение трудящихся масс было еще все в будущем. Правда, грозным предостережением для царской власти явилась стачка морозовских ткачей 1885 г. Об этом предзнаменовании бурных времен писал влиятельный тогда черносотенный писатель - защитник царского самодержавия, публицист Катков. А через несколько лет, в 1889 г., Г. В. Плеханов на парижском международном рабочем конгрессе говорил, что революционное движение в России или вовсе не восторжествует или восторжествует, как движение рабочего класса.

Так к началу девяностых годов, благодаря ускоренному развитию промышленности в России, создавалась почва для торжества идей русских марксистов, которые все свои надежды возлагали на рабочий класс.

Кончалась полоса уныния, того уныния, которое было отражено и в тогдашней литературе.

На заре нового общественного подъема М. Горький выступает, в девяностые годы, ярким проводником бодрости.

В ряде своих очерков и рассказов первого периода он говорит о возможности подвига и борьбы с окружающим мракобесием.

М. Горький вышел из народных низов. Настоящее имя писателя - Алексей Максимович Пешков. Сын ремесленника - обойщика и деда - красильщика, М. Горький родился в 1868 г. и прошел суровую школу жизни. Рано лишившись отца, а потом матери, будущий писатель детство провел в семье деда. Девяти лет его отдали « мальчиком» в магазин обуви. Здесь он сварил себе руки кипящими щами, потом пролежал в больнице. После этого был отдан в ученики к чертежнику; оттуда через год бежал. Далее был учеником на пароходе у повара. Отсюда его уволили после того, как обвинили в укрывательстве кражи - и совершенно несправедливо. На пароходе хорошее влияние имел на него повар Смурый, приохотивший Горького к чтению книг. Этого повара Смурого М. Горький очень интересно обрисовал в своей повести « В людях». Далее Горький опять жил у чертежника, потом опять - уже на другом пароходе; затем - учеником иконописной мастерской и приказчиком в магазине икон. Потом, совсем еще юношей, он едет в Казань учиться, но так как наука даром не преподавалась, то он поступает в крендельную мастерскую пекарем за три рубля в месяц. Это пребывание в пекарной мастерской он описал в замечательной повести « Хозяин» . Затем он скитается по России, а в 1892 г. работает в Тифлисских железнодорожных мастерских, где и написал первый свой рассказ, появившийся в печати - « Макар Чудра» ...

Исключительный успех рассказов и очерков Горького первого периода объясняется не только силой его большого таланта, но и тем обстоятельством, что Горький со своими бодрыми призывными тонами появился как раз во время. Марксизм давал новой разночинной интеллигенции той эпохи твердую веру в возрождение революционного движения на более широкой основе. Из среды молодежи выходили первые кадры революционеров - марксистов. Но надо было ускорить это выделение борющихся людей из огромной среды недовольных жизнью. Горький, как большой художник слова, и выполнил эту задачу: его первые произведения, полные призыва, говорили о возможности для человека отрешиться от власти мещанского бытия. Писатель показывал людей не таких, какие были в жизни, а таких, какими они должны быть, - духовно свободными, борцами, не боящимися невзгод жизни. В очерке « Читатель» Горький говорит о задаче писателя своего времени такими словами: « все будни, будни, будничные люди, будничные мысли, события... если ты не можешь силой воображения твоего создать образы, которых нет в жизни, но которые необходимы для поучения ее, - какая польза в твоей работе и чем оправдаешь ты звание свое»?

В этот первый период М. Горький и является в значительной части своих произведений романтиком, т.е. он рисует жизнь не такою будничной, как она есть, а такою, как она рисуется в мечтах. Этот романтизм Горького был революционным: создавая « силой воображения своего» образы, которых почти еще не было в жизни, он стремится дать своему читателю примеры отваги, героизма и бесстрашия перед невзгодами жизни. Временами он даже берет за основу не подлинную жизнь, а просто какую - нибудь сказку или легенду и расцвечивает ее всеми цветами радуги. Так, в рассказе « Макар Чудра» старый цыган говорит о гордой красавице Радде и влюбленном в нее Лойко Зобаре, в рассказе « Старуха Изергиль» - уже семидесятилетняя старая женщина рассказывает красочную историю своей шибко и сильно прожитой жизни, а в конце Изергиль передает красивую легенду о храбром Данко, который в дремучем лесу вырвал из груди сердце свое и этим сердцем осветил путь усталыми заблудившимся людям. Эта отвага и героизм воспевается Горьким и в прекрасном стихотворении « Песнь о Соколе». Рассказы « Челкаш» и « Мальва» говорят нам о людях, которых принято называть « босяками» , но эти босяки Горького красиво утверждают свою полную свободу духа и независимость от грубых личных материальных интересов. Когда Челкаш бросил жадному мужику Гавриле свои, с таким риском добытые, деньги и « смотрел на сиявшее искаженное восторгом жадности лицо» , то чувствовал, что он - « вор, гуляка, оторванный от всего родного - никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким... И эта мысль и ощущение наполняли его сознанием своей свободы» .

Так, этот выдуманный, Горьким босяк, Челкаш должен был служить примером отваги и независимости от власти вещей. В других рассказах этого первого периода пролетарии, вышибленные из своего ремесла, - пекарь Коновалов и сапожник Григорий Орлов - тоскуют о какой - то, недостаточно ясной для них, широкой жизни и не находят места от грызущей их тоски.

Временами писатель даже просто вы - ступает поклонником силы характера, не считаясь с направлением этой силы. Таковы, например, рассказы « Проходимец» и « На плотах».

Причем необходимо заметить, что уже в этот ранний период Горький обнаруживает и другую сторону своего замечательного дарования: в ряде рассказов (« Вывод», « Скуки ради» и « Зазубрина») он показывает уже и подлинную, не прикрашенную жизнь со всей ее темнотой, скукой и жестокостью.

В 1899 г. появляется большая повесть М. Горького « Фома Гордеев», где рассказывается история жизни купеческого сына Фомы и превращение его в человека, обличающего окружающую его среду хищников и стяжателей. Здесь Горький стремится быть реалистом, т.е. изобразителем подлинной жизни. Не надо, конечно, понимать дело так, что он просто фотографирует жизнь, потому что задача писателя - реалиста состоит не в этом: он берет подлинные явления действительности и преображает их, беря черты, наиболее повторяющиеся в жизни. Так, в повести « Фома Гордеев» М. Горький изобразил представителя крупной торговой буржуазии, сознавшей свое экономическое могущество, в образе купца Маякина - дяди Фомы.

В повести « Трое» Горький показал судьбу трех юношей, вышедших из недр уездного мещанства, - Ильи, Якова и Павла. Сначала они вместе, но потом пути их расходятся. Трагически гибнет Илья, не найдя успокоения в мещанском уюте, чахнет Яков и только Павел, по - видимому, находится на верной дороге: он знакомится с интеллигентами - социалистами.

Годы 1901 - 1904 были кануном первой русской революции пятого года Интересным памятником в творчестве Горького этого периода является пьеса « Мещане» . Здесь, обывателю, старику Бессеменову и мещански настроенному студенту Петру - писатель противопоставляет жизнерадостного машиниста Нила, который твердо верит в то, что « нет такого расписания поездов, которое бы не менялось» . В речах Нила явно скрывались намеки на грядущую революционную весну - и это действовало на читателя того времени. Но, к сожалению, теперь краски этой пьесы от времени потускнели, потому что фигура рабочего Нила не является живой, а лишь отвлеченно выражает революционное настроение эпохи. Тогда такие речи мог произносить и не рабочий, а любой радикально - настроенный студент.

В 1903 г. М. Горький дает пьесу « На дне». Она является лучшим его драматическим произведением. Здесь он последний раз изображает картину жизни босяков - « бывших людей». Пьеса с несомненным налетом идеализации героев « дна», т.е. с некоторым приукрашиванием их мыслей, чувств и настроений.

Эпоха революции 1905 г. побуждает М. Горького впервые дать роман из рабочей жизни. Идеологически Горький уже с 1901 г. связывается с революционным марксизмом. Но одно дело принимать те или иные взгляды, а другое - изобразить жизнь рабочего. Роман Горького « Мать» , интересный во многих отношениях, в общем не является художественно убедительным. Из интересных страниц романа можно отметить первые, где Горький ярко описывает скучное, серое обывательское существование рабочих, не озаренных светом общерабочего стремления к борьбе с угнетателями. Затем, замечательно верно Горький рисует картину первомайской рабочей демонстрации в годы борьбы с царской властью, когда небольшой героической кучке рабочих надо было выдержать напор полиции и жандармов, чтобы суметь объединить вокруг себя рабочую толпу. Но, поставив в центре мать рабочего Павла Власова, как женщину, идущую во имя любви к сыну на путь помощи революционерам, Горький очень прикрасил ее, сделав мать весьма неправдоподобной. Ведь, по старому времени мы, знаем, как отцы и матери рабочих семей были недовольны, что их дети подвергают себя тюрьме и ссылке.

Рабочий Павел Власов, в романе « Мать», произносящий на суде большую речь, сбивается в этой речи на отвлеченные рассуждения и на самого Горького, который часто говорит о своей жалости к людям вообще... За речью Власова не чувствуется его тесной спаянности с рабочей массой.

Дело в том, что Горький, по своему положению в прошлом, не может быть назван писателем, пришедшим из рабочего класса. Выйдя из семьи сначала зажиточных, а потом разорившихся ремесленников, М. Горький в дальнейшем, как мы видим, проходит различные жизненные мытарства. И по всему этому бытию М. Горького можно считать человеком, вышедшим из народных низов мещанской, обывательской России. Он является как бы « делегатом» от этой нашей уездной большой страны, в которой промышленность концентрируется только в некоторых, действительно рабочих пунктах.

Недаром после романа « Мать» Горький дал повесть « Исповедь» , где уже вместо рабочего класса фигурирует « народушко» - в широком смысле этого слова.

Вот почему М. Горький особенно силен в тех своих подлинно реалистических произведениях, где он так ярко изображает серый, а иногда и жуткий облик уездной страны. В этом роде, самым замечательным произведением Горького является его прекрасная повесть « Городок Окуров» , которая имеет свое продолжение в виде повести « Матвей Кожемякин» . Здесь М. Горький ничего не желает прикрашивать: жестокие нравы русской провинции - этих различных глухих городков - обрисованы проникновенным и поистине великим художником слова.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены