С детства слышали мы народные предания, былины и сказки о мужичке с ноготок, о медведе-рыболове, о скоморохах и коробейниках, о старухе, которая, пожелав многого, осталась с разбитым корытом. С детства вошли в наш дом богородские и дымковские игрушки, оренбургские пуховые платки, скопинские квасники и подсвечники, не раз собирали мы в берестяные туески душистую землянику, пили из бело-голубых гжельских чашек.
Произведения народного искусства несли нам не только то давнишнее практическое, бытовое назначение, они все больше воспитывали в нас эстетический вкус. Ведь недаром народ ценил не просто мастеров, способных построить добротный дом, сшить теплую одежду, вылепить удобную посуду, он уважал тех, кто делал «художества» – красивые дома, одежду, посуду...
Символично, что открывшийся в Москве Центральный Дом художника предоставил свои залы Всесоюзной выставке произведений мастеров народных художественных промыслов.
Справедливо говорят: народное искусство всегда приносит наслаждение, оно прекрасно. Ведь не может же быть бездарным, безвкусным то, что является выражением общенародного вкуса, что веками проверялось не отдельными ценителями, а всем народом.
Цель выставки – не просто познакомить зрителя с работами отдельных мастеров, а дать полную картину развития и становления народных ремесел. Давно прошли те времена, когда секреты ремесла передавались из рода в род, от отца к сыну, от матери к дочери и часто так и оставались «секретами», когда вдруг обрывалась ниточка преемственности.
Семь тысяч экспонатов, представленных на выставке, убедительно доказали: за долгое время многими поколениями отобрано и сохранено самое лучшее, самое красивое как убедительное свидетельство талантливости народа, как часть его культуры. Комбинат оренбургских пуховых платков, фабрика «Городецкая роспись», уэленская косторезная мастерская «Северные сувениры» имени Вуквола, вологодское кружевное объединение «Снежинка», кубачинский комбинат художественных изделий, комбинат прикладного искусства «Максла» стали крупными центрами народных художественных промыслов, сохранившими истоки, традиции и сам дух народной фантазии.
Посмотрите на веселые и яркие «дымки» – уникальные работы О. Коноваловой, Е. Кошкиной, 3. Пенкиной, Е. Косс-Деньшиной, лауреатов Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Эти мастерицы из вятской заречной слободы уже в начале века были известны всей стране. Основы своего мастерства они передали младшему поколению дымковских умельцев. Эстафету приняла молодая мастерица, лауреат премии Ленинского комсомола А. Трефилова.
Не нарушилась связь поколений и в древнем искусстве резьбы по кости. На выставке представлены работы уэленских мастеров, среди которых традиционная скульптура заслуженного художника РСФСР Туккая «Лежащий морж» и навеянная современными мотивами скульптура двадцатипятилетнего Н. Килилоя «Не кури так много, дед».
Всесоюзная выставка произведений мастеров народных художественных промыслов открылась в канун 5-летия принятого ЦК КПСС Постановления «О народных художественных промыслах». «Народное декоративно-прикладное искусство, являющееся неотъемлемой частью советской социалистической культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики» – эти слова Постановления стали девизом выставки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ