Люди редких профессий

А Морозов| опубликовано в номере №437, август 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

Найдя гриб или кустики земляники, человек может быть уверен, что через несколько шагов он наткнётся на такие же новые растения. А при виде драгоценного «корня жизни» женышеньщик твёрдо знает, что за другим корнем ему придётся не одну сотню километров лазить по горам и бродить в лощинах, кишащих жалящими, кусающими и кровососущими мухами, муравьями, комарами.

Жень - шень - растение - отшельник. И поэтому так трудны его поиски, поэтому невыгодно отправляться за ним партиями, и человек должен искать его, как волшебный «жар - цвет», открывающийся только одиноким искателям в сказочную ночь на Ивана Купала.

Год за годом ходят в тайге искатели жень - шеня, возвращаясь после шести - семимесячного путешествия, с несколькими корешками. Они знают, что никогда не найдут больше. И всё - таки их не оставляет мечта завтра обнаружить то, что нередко снится смеренным усталостью искателям, - целую заросль жень - шеня.

Есть такая мечта и у Василия Хохлова. Но о своей профессии он говорит, что секрет привязанности к ней, пожалуй, не в этом крошечном капризном корешке, а в самой чудесной тайге, в её природе, которая «привораживает» искателей женьшеня, до самой смерти не прекращающих поисков.

Гранильщики

Труднейшее искусство гранения драгоценных камней даётся но каждому человеку, и раньше оно требовало всей жизни гранильщика, которую мельчайшая твёрдая и острая пыль сокращала настолько, что знаменитые отравители прошлых веков в поисках особо ядовитых веществ вводили алмазную пудру в свои адские снадобья.

Теперь специальные машины сильно упростили работу гранильщиков, но отдельные камни выдающегося качества и сейчас доверяются от начала и до конца обработке только человеческим пальцам. Современная техника сравнительно совсем недавно потребовала появления новой профессии - гранильщиков кварца, обладающего способностью преобразовывать механические усилия в электрические заряды.

Этот кварц - не драгоценный камень, но добывается он всего в двух - трёх местах в мире, и если бы его запасы были внезапно исчерпаны, это сказалось бы несравненно тяжелее полного исчезновения алмазов и других драгоценных камней. Пластинки из кристаллов кварца удерживают строго неизменными длины радиоволн радиостанций. С помощью этих пластинок созданы кварцевые часы - самые точные из всех, когда - либо существовавших на земле. Кварц входит в приборы для измерения давления в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания. Им пользуются для подводной сигнализации, для ультразвуковых исследований.

Но, чтобы кварцевая пластинка соответствовала своему назначению, нужна необыкновенная точность обработки. Пальцы кварцевиков должны обладать «глазами»: стоит едва - едва «перетереть» кварц, и пластинка уже не будет годиться, вся предварительная, дорогая и кропотливая работа погибла. Самая ответственная часть работы кварцевика - шлифовка, особенно последние моменты, когда достаточно буквально одного лёгкого движения, чтобы кварцевая пластинка «ушла», то есть потеряла способность реагировать именно на ту радиоволну, неизменность которой она предназначена стеречь в радиопередающих и других устройствах.

Американцы отмечают, что слепые часто отлично справляются с этой работой благодаря необычайной чувствительности пальцев и той особенной сосредоточенности на производственном процессе, которая характерна для людей, отделённых от окружающего непроницаемой тьмой.

У Алексея Иванова - отличное зрение, позволившее ему стать снайпером. Но есть у него «глаза» и на пальцах. Если кварц в руках Иванова, - заведующий кварцевой лабораторией спокоен: ошибки не может быть. Уже давно Иванов заглянул в прозрачную глубину кварца гораздо дальше, чем требуется от шлифовальщика. Он сам уже может проверить на слух точность подгонки пластинки: в телефонных наушниках надо по звуку уловить, насколько волна, на которую «настроена» пластинка, отходит от заданной расчётом. Это - нелёгкое искусство, требующее большого навыка и способности «отрешаться» от окружающей действительности, сосредоточиваясь на смеси звуков, раздающихся в наушниках.

В кристаллах кварца скрыто немало тайн, и Алексей Иванов хочет посвятить жизнь их изучению. Сначала он пытался идти ощупью, но вырезанные им по собственным догадкам пластинки оставались мёртвыми или давали совсем не тот результат, которого хотел добиться молодой рабочий. Он смело взялся за кристаллографию, но книга с первых же строк показалась написанной на каком - то незнакомом языке, хотя все буквы и слова были русские. Тогда Иванов понял, что путь к тайнам чудесных кристалликов, сотнями проходящих через его руки, лежит в «чаще» различных отделов математики, физики и многих других наук, о которых он имел лишь смутное понятие. И теперь Иванов терпеливо идёт по крутым ступеням лестницы знания, продолжая одновременно совершенствовать своё искусство, вытачивания кварцевых «сердец» радиостанций, бьющихся всегда с одинаковой частотой и в жару, и в холод, и днём, и ночью.

Владелец паучьей фермы

Поиски целебных растений - одно из древнейших занятий человека. Но не меньшую давность имеет и охота за всевозможными вредоносными представителями растительного и животного миров. Раньше их ядом пользовались для охоты, для военных целей. Теперь пойманные ядовитые животные служат для получения спасительных сывороток, для испытания лечебного действия яда. Яд змей оказался полезным при лечении некоторых очень тяжёлых болезней. Есть целительные вещества и в ядах пауков.

Последствия укусов ядовитых тварей ещё не достаточно изучены. Сколопендра, сильно искусавшая руку или ногу, иногда вызывает тяжёлое заболевание, а укус змеи эфы в шею или лицо смертелен. Тому, кто видел, как на глазах пухнут овцы, укушенные каракуртом, нетрудно представить своё собственное положение в случае укуса вдали от людей, без крова и воды. Вполне понятно поэтому, что охотников заниматься ловлей ядовитых животных немного.

Обычно охотники за пауками и змеями быстро отделываются от своего беспокойного улова, сдавая добычу пастеровским станциям, зоосадам, отделениям Института экспериментальной медицины. Но один из узбекистанских охотников за пауками, Ражим Нуриманов, является обладателем постоянной «паучьей фермы». Продукция этого необыкновенного «хозяйства» - паутина - идёт в разные места для изготовления точных измерительных приборов, где до сих пор искусственные материалы ещё не могут соперничать с тончайшими нитями, изготовленными восьминогим ткачом.

Пленники Нуриманова сидят в отдельных банках: вместе они не прожили бы мирно и нескольких минут. «Фермер» достаёт их поочерёдно особыми щипчиками, прикрепляемыми затем к деревянной доске так, что паук не может вырваться, но и не испытывает мучений и даже соглашается принимать пищу. Толкая паука палочкой, Нуриманов побуждает выпускать паутину, которая наматывается отдельно виток за витком на специальные проволочные рамки. В хозяйстве молодого науковеда есть разнообразные пауки, в том числе и ядовитые. Но, привыкнув к своему владельцу, пауки не пытаются кусаться, и Нуриманов безбоязненно позволяет страшному чёрно - красному каракурту лазить по голой руке.

Искусство китобоев

От охотников в знойных степях юга, терпеливо подстерегающих мелких ядовитых животных, очень далеко до людей другой весьма редкой профессии - китобоев, в океанских просторах гоняющихся за гигантскими животными мира. Но у этих столь разных людей есть много и общих черт: смелость, страсть к опасной охоте, способность бороться с любыми трудностями, возникающими на пути.

Покупая в аптеке различные кремы или мази, смазывая детали тонких механизмов, мы и не подозреваем, что пользуемся плодами охоты знаменитого гарпунёра Фёдора Денисовича Прокопенко. Ему уже сорок лет, но он совсем «юноша» среди гарпунёров, считающих, что человек до пятидесяти - шестидесяти лет ещё ничего не понимает в китобойном промысле. Однако этот самый молодой в мире гарпунёр уже догнал и перегнал прославленных истребителей китов. Нередко он поражает свою живую мишень первым же гарпуном, а два - три гарпуна на одного кита считается лучшим показателем.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены