Сущность этого прибора состоит в том, что он заставляет слабый радиоток повернуть маленький и очень легкий рычаг, который, повернувшись, в свою очередь замыкает ток от мощного мотора и этим заставляет его выполнять сплошь и рядом большую, тяжелую работу.
Теперь давайте проследим, каким образом путешествовал мертвый человек по улицам Лондона, и тогда станет ясным секрет и самолета, и электростанции.
Совершенно ясно, что внутри этого механического существа, или - как его прозвали - телевокса, находится мотор, достаточно мощный для того, чтобы заставить эту фигуру передвигать ноги. Этот прибор соединен различными проводами с приборами, заставляющими двигаться руки и ноги человека.
Теперь представьте себе, что мотор пущен в ход и соединен с механизмом, который заставляет теле - кокса шагать прямо. Это его нормальное состояние.
когда он предоставлен самому себе. В таком именно состоянии телевокс и дошел до витрины магазина.
Тут молодому человеку, сидящему на подоконнике, захотелось направить своего «воспитанника» в магазин. Для этого ему достаточно послать определенный радиосигнал. Приемный радиоаппарат, находящийся в груди телевокса, тотчас же примет этот сигнал и передаст его соответствующему рычажку. Под влиянием полученного радиотока рычажок повернется, и от этого с одной стороны прекратится прежнее действие мотора (телевокс перестанет идти прямо), а с другой - сильный ток мотора попадет в тот механизм, который заставит телевокс повернуться вправо.
Новый сигнал молодого человека - и телевокс опять идет прямо, направляясь к прилавку магазина. Здесь снова прядется послать новый сигнал: в теле мертвого человека повернется особый рычажок и находящийся в его голове громкоговоритель скажет приказчику просьбу о темно - синем вязаном жилете. Так, чередуя различные сигналы, заставил молодой человек своего мертвого воспитанника купить жилет и вернуться домой к великому удивлению полисмена.
Точь - в - точь также управлялись германский самолет и чикагская электростанция.
Таким образом, весь секрет молодой науки об управлении по радио механизмами на расстоянии (эта наука называется «телемеханикой») состоит в том, что управляемая машина имеет какой - то мотор и систему рычажков, поворачивающихся под влиянием различных радиосигналов. Каждый рычажок, повернувшись, соединяет мотор с механизмом, который заставляет машину выполнять ту или иную работу. Таков общий принцип телемеханики. На практике описанные приборы имеют гораздо более сложное устройство.
Надо сказать, что лондонский телевокс, чикагская электростанция и берлинский самолет - далеко не единственные применения телемеханики.
Еще в 1925 году богатый американский фермер решил приспособить телемеханику для своих сельскохозяйственных работ. Он снабдил несколько с коих тракторов этими новыми радиоаппаратами, соорудил себе высокую стеклянную вышку посреди поля и, сидя в ней, поворачивал только рычаги своего радиоаппарата, заставляя тракторы послушно выполнять необходимые работы.
В 1927 г. крупная американская фирма установила на берегу Миссисипи гигантские разгрузочные машины, которые занимались выгрузкой из барж каменного угля и железной руды. За день своей работы они выгружали тысячи тонн груза. Управлял же ими только один человек, отдавая им приказания по радио.
Наконец использовала новую науку и железнодорожная техника, произведя недавно очень интересный, но и крайне рискованный опыт.
Мощный американский паровоз, снабженный приборами телемеханики, полным ходом подходил к станции. Казалось бы следовало начать тормозить, но машинист, беспечно развалясь на своем сидении, демонстративно читал газету. У зрителей создалось впечатление, что катастрофа неминуема: станционная платформа была совсем близко. Но в самый последний момент, когда казалось - спасения нет, паровоз, резко убавил ход и остановился за 2 метра до конца пути.
Оказалось, что паровоз был остановлен участником опыта, который, находясь в помещении станции, по радио велел паровозу остановиться.
Нет ничего удивительного, что телемеханикой воспользовались и военные министерства. На недавних осенних маневрах американского флота старый истребитель был пожертвован для производства интересного опыта.
Установленные на истребителе радиоаппараты позволяли ему производить различного рода движения при полном отсутствии на не команды, а специальный самолет был выделен для его атаки. Эта атака оказалась исключительно интересной. Самолет, который управлялся одним из лучших военных летчиков, не бросал на истребитель бомб, а пустил в него мину. Вылетев из самолета и врезавшись в воду, она уже под водой направилась к атакуемому судну. Она двигалась непосредственно под поверхностью воды, и ее движение было прекрасно видно и с самолета и с судна, с которого производилось управление атакуемым истребителем. Тотчас же был послан соответствующий сигнал на истребитель, и он, сделав резкое движение, совсем было отклонился от пущен - ной в него мины. Но в этот момент летчик стал посылать свои сигналы, и мина, слушаясь их, в свою очередь изменила свое направление и опять стала атаковать судно. Оно снова уклонилось, но летчик снова приказал мине напасть на судно. Несколько мгновений происходила эта погоня мины за истребителем. В конце концов, летчик победил: мина потопила судно.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.