Любовь: Терра инкогнита

Юрий Рюриков| опубликовано в номере №1241, февраль 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вторая часть дисгармонии состоит в том, что пик половой потребности тоже наступает у женщин позднее, чем у мужчин, – часто тогда, когда у мужчин она уже начинает немного притухать. Нередко это рождает мучительные разлады в зрелости, и опять-таки это гораздо сильнее гнетет женщину.

У женщин такой пик обычно наступает годам к 28 – 30, у мужчин – на 4 – 5 лет раньше. Мужчины часто стандартизируются к этому времени в своей физической любви, а в женщинах просыпается естественная тяга к любовной новизне, к уходу от стандарта, который притупляет чувства. И бывает, что, когда они дают мужьям ощутить эту свою тягу к разнообразию, те с недоумением и с подозрением относятся к этому...

Кстати говоря, непросвещенная сексуальность у большинства людей угасает преждевременно, долгота ее жизни намного меньше нормальной. Особенно касается это женщин – многие из них к 45 – 50 годам считают, что у них уже все в прошлом, и к вреду для себя и своих мужей покидают стезю физической любви.

Просвещенная сексуальность сопровождает человека до старости, и это естественно, нормально. По американским данным, 60 процентов людей старше 60 лет и четверь людей старше 70 лет пользуются благами любви в ее полном объеме. Врачи считают, что такое «долголюбие» полезно для здоровья, нервов, для всего самочувствия человека: оно отдаляет старость, отодвигает болезни и, сохраняя бодрость, дает людям новую энергию, нервную и физическую.

Следующая черта дисгармонии, ее ядро и основа – это разница в пружинах и в протекании полового чувства у мужчин и женщин; именно она – главный камень сексуального преткновения.

У полового чувства есть как бы два двигателя – психологический и физиологический, и их действие, их роль в ощущении женщины и мужчины резко неодинакова. У женщины первую скрипку играет именно психология, а физиологические механизмы подчиняются ей. Поэтому (в отличие от мужчины) у женщины чаще всего не бывает физической тяги без психологического влечения. Поэтому же любая психологическая помеха – от грубости и бесцеремонности до неожиданного шума – может рывком остановить взлет женского либидо, сорвать его. Тормозные пружины женского полового чувства гораздо сильнее, чем у мужчин, и само оно куда более ранимое и хрупкое.

У мужчин на первом месте часто стоят физиологические двигатели, психология значит для них меньше, и их половое чувство в отличие от женского может работать при перевесе физического топлива надпсихологическим.

Заметная разница есть и в скорости протекания физических ощущений у женщины и мужчины. У женщин эта скорость замедленная по сравнению с мужчиной, у мужчин убыстренная по сравнению с женщиной. Поэтому часто бывает, что мужчина уже достиг биологического финиша, а женщина еще далека от него. Тут-то, как говорят медики, и таится главный корень многих женских болезней, неврозов, биологических бед и конфликтов. Тут и лежат истоки женской фригидности (холодности), виновник которой – чаще всего мужчина.

В большинстве браков супруги стихийно – одни быстрее, другие медленнее – приспосабливаются друг к другу. Но многим не удается одолеть дебри незнания, пропасти дисгармонии. По иностранной статистике, треть, четыре десятых, а то и больше замужних женщин никогда в жизни не испытывали от физической любви высшего наслаждения. Это страшные цифры: десятки и сотни миллионов женщин, у которых половое невежество крадет простейшее и естественнейшее счастье, лишает их россыпей природных радостей – и этим резко обедняет их жизнь. Разлад мужского и женского организма – крупное биологическое несовершенство в природе человека. Это центральное противоречие всей интимной жизни, но как раз о нем – и о том, как его устранить, – наше половое просвещение почти не говорит. Оно явно отстает здесь от достижений науки, и поэтому первое, что ему сейчас, видимо, нужно, – вылечиться от научного малокровия, перейти с околонаучной колеи на научную.

Воспитывающее просвещение

Новое семейно-половое просвещение должно бы вбирать в себя все главные стороны любовно-семейной жизни: психологию и этику любви и супружеских отношений, культуру физической любви и ее психобиологию, культуру беременности и незачатия, воспитание детей и домоводство.:. Три бытовых докультуры надо вытеснять тремя культурами – психологической, сексологической, воспитательной.

По этому пути идет половое просвещение в ГДР, Чехословакии, Венгрии, Польше. По этому пути идет демократическое крыло западной науки и просветительства. Встают на этот путь и лучшие наши сексологи и просветители – в Ленинграде, Москве, Новосибирске, Киеве, Одессе, Эстонии, Литве, Латвии. Но их пока мало, силы их разрозненны, и «спрос» во много раз превосходит «предложение». Идти по этой дороге стоит, наверно, смело и с доверием к людям: так легче всего разбить вековые путы ханжества и анархизма, легче всего побороть оба эти полюса любовной антикультуры. Но смелость здесь придется, пожалуй, соединять с деликатностью, чтобы не оступиться в ямы деловитой беззастенчивости.

В такие ямы часто ведет коммерческое (не научное!) просвещение на Западе. Техника секса заменяет в нем культуру любви, часть занимает место целого, и отсюда – дух спортсменства и рекордсменства, который просвечивает в этом просвещении, отсечение секса от морали и гуманизма...

Как вести массовое просвещение? Наверно, его нельзя отделять от воспитания: они – как два крыла одной птицы, и без любого из Них птица не взлетит, нужно воспитывающее просвещение и просвещающее воспитание.

Некоторые психологи и педагоги предлагают только воспитывать школьников, а просвещение начинать лишь тогда, когда они вырастут. Это старая позиция – «чем позже, тем лучше», и она строится на недоверии к людям, на боязни, что знакомство с теорией тут же потянет за собой знакомство с практикой.

Еще в начале века передовые просветители выдвинули лозунг «лучше на год раньше, чем на день позже». Они понимали, что если школа и родители вовремя не дадут детям знаний, их даст улица – самый испорченный из всех «испорченных телефонов».

Впрочем, лучше, пожалуй, давать такие знания не раньше, не позже, а как раз в нужное время – и в меру возраста. Наверно, правы эстонские врачи и педагоги, которые уже много лет просвещают школьников с 5-го класса. Еще более правы московские педагоги, которые (пока, правда, в виде опыта, всего в нескольких школах) делают это с первого класса. Половое воспитание-просвещение лучше всего начинать в самом раннем детстве и вести его по возрастным ступенькам, наращивая глубину и сложность.

Сексуальный ликбез – важная социальная задача, и для него нужны, наверно, свои буквари – небольшие (но выходящие большими тиражами) этико-сексологические руководства для семейной жизни. Нужны, видимо, и курсы для новобрачных, и массовое просвещение через газеты и журналы, и, главное, особый предмет – подготовка к семейной жизни – в школах и вузах. Причем медлить здесь вряд ли можно – для множества людей такое просвещение нужно, как скорая помощь.

Очень важен здесь подъем всей нашей сексологии. В последнее время, после долгого застоя, она снова пошла вперед. У нас есть отличные клиницисты и теоретики, у них немало достижений и открытий, они закладывают новые, современные фундаменты отечественной сексологии.

Но движение сексологии вперед резко отстает от ритма времени, роль ее в лечебной медицине, в жизни людей, в половом просвещении пока очень мала. В стране всего лишь несколько сот сексологов, и подготовка их идет очень узко. Печатные работы наших сексологов можно пересчитать по пальцам, к тому же работы эти, посвященные центральным вопросам сексологии и сексопатологии, выходят малыми тиражами. И без крутого роста сексологии, без скачка в ее влиянии на жизнь нельзя будет сделать шага вперед в распространении современной культуры любви.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены