Лицо моего современника

Виктор Розов| опубликовано в номере №855, январь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сотни лет смотрелось солнце в это водное зеркало, сотни лет его лучи освещали эти дикие горы и нетронутые леса, в которых трудно было встретить человека. Казалось, так будет всегда... Но однажды сюда, в эти глухие места, пришли молодые, жизнерадостные, трудолюбивые люди, такие, каких вы видите на нижнем снимке, и тайга огласилась веселыми песнями, рокотом мощных машин, грохотом взрывов. Ни овраги, ни топи, ни горные хребты не могли задержать неукротимого наступления молодости, переделывающей природу, открывающей кладовые ее несметных богатств. И тем скептикам, которые толкуют еще, что молодежь, дескать, теперь пошла не та, было бы полезно побывать здесь, на строительстве трассы Абакан — Тайшет, или на других ударных комсомольских стройках и убедиться, что нынешнее молодое поколение достойно несет эстафету отцов, сражавшихся под Перекопом, строивших Магнитку и Днепрогэс, отстоявших свободу в борьбе с фашизмом.

Я с большим удовольствием берусь за эту статью о молодежи наших дней, так как это не отнимает у меня времени от работы, а как бы продолжает ее. Во всех моих пьесах и киносценариях главными действующими лицами являются молодые люди — юноши и девушки. И, естественно, работая над пьесой, я беспрестанно думаю о жизни, о судьбе не только своих персонажей, но всей нашей молодежи, среди которой я отыскиваю прототипы действующих лиц.

Молодежь сегодняшнего дня удивительно интересна!

Прежде всего она разная. Разная до контрастности. Она бурлит. Бурлит шумно, многоголосо. Хорошо бурлит. Я вижу романтиков и скептиков, одержимых и осторожных, характеры цельные и характеры «размазня», героев и обывателей. И при всей многоликости и многоголосости сегодняшней советской молодежи она удивительно едина. Я и буду говорить о ее разности и о ее цельности.

Сегодняшняя наша молодежь — это третье поколение нашего молодого общества. Я произвожу это деление несколько произвольно: просто отсчитываю от времени революции и гражданской войны по 20 лет. Именно за подобный срок, на мой взгляд, происходит у нас наиболее полная смена поколения молодых.

Первое поколение советской молодежи — это юноши и девушки эпохи гражданской войны. Это дети рабочих, крестьян и революционной интеллигенции. Мало или совсем необразованные, с чистым сердцем и пламенной отвагой, они с оружием в руках защищали нашу только что родившуюся республику рабочих и крестьян. Основной герой тех лет — это страстный борец за Советскую власть, разрушитель старого мира и первостроитель нового управления, экономики, культуры. Миллионы молодых людей впервые в жизни знакомились с дробями и узнавали, что был Шекспир. Это было время великих открытий и в малом и в большом, и молодежь жадно впитывала все новое.

Молодой человек второго поколения — а это будет молодой человек уже конца тридцатых годов — совсем иной. За двадцать лет страна прошла сложный, интересный путь, строя новое общество и тем самым формируя нового человека. Закон о всеобщем бесплатном образовании дал свои результаты, и мы — я лишу «мы», так как принадлежал именно к этому молодому поколению, — мы уже в самом начале своего жизненного пути выглядели куда более культурными и образованными, чем наши предшественники — пионеры революции. Мы никогда не держали в руках браунинга и винтовки, но зато хорошо знали, что такое молотки, лопаты, логарифмические линейки, карандаши, тетради.

Мы знаем, что в первые годы революции в среде нашей молодежи осуждались галстуки, банты, шелковая одежда, шляпы, одеколон или духи, вальс или падеспань. Даже тщательно выбритое лицо вызывало подозрение по поводу твоего морального и социального облика. Очень хорошо помню, как нас, молодых людей конца тридцатых годов, взрослые упрекали «за легкость» отношения к жизни, как нас уже тогда корили Павлом Корчагиным, ставили в пример молодежь прежних лет (то есть собственную молодость). И, поглядывая на нас, танцующих фокстрот и танго, «старики» сокрушались, грозно покачивали головами и сентенциозно произносили: «Да, не будет из вас толку. Молодежь теперь пошла не та... Мы-то в ваши годы...» и так далее. И многим тогда как будто и невдомек было, что именно трудом миллионов юношей и девушек, которые ничего зазорного не видят в танго или шелковом платье, возводятся Магнитогорск и Комсомольск-на-Амуре...

И вдруг разразилась вторая мировая война. Мы, отдававшие все свои помыслы созидательному труду, взяли в руки оружие. Взяли по велению сердца, совести и идеалов. Мы защищали не только свою Родину, но и завоевания нашей революции. В сути своей молодежь конца тридцатых годов оказалась достойным преемником идеалов молодежи первых лет революции и гражданской войны. На ее долю выпало вместе со старшим поколением отстоять свободу и независимость страны от фашистского нашествия. Именами героев второго, молодого поколения названы улицы, площади, школы многих городов Советского Союза. Да и сами эти улицы и города, тысячи заводов, шахт, колхозов были в сказочно короткий срок подняты из руин руками и талантом этого поколения.

Прошло еще двадцать лет. Пришло новое поколение. Если мы возьмем фотографию паренька времен гражданской войны и сравним ее с молодым человеком наших дней, несходство будет разительным! В чем же своеобразие нынешней молодежи? Каковы ее идеалы и печали? Чего она добивается? И, наконец, каких свершений можно от нее ожидать?

Главными отличительными чертами современной молодежи я считаю глубокий интерес к внутреннему миру человека, повышенную нетерпимость ко всему, что мешает жить человеку по-человечески. Ставшая традиционной тяга к образованию превратилась во всенародное стремление к знаниям.

Помню, на встрече со слушателями университета культуры Московского автозавода имени Лихачева мне рассказывали, что если раньше рабочие ведущих цехов, всегда получавшие высокую зарплату, редко шли в школы рабочей молодежи, то теперь и они непременно хотят учиться. И не потому, что после учения у них повысится квалификация и, естественно, заработная плата, а просто потому, что необразованному невыносимо скучно жить.

Как-то раз, будучи в Болгарии, я услышал выражение: «Учиться надо для того, чтобы далеко видеть». Сейчас желанием учиться движет не необходимость, не расчет, а именно страсть далеко видеть. И юность понимает, что это одна из самых высоких радостей человека.

Часто, встречаясь с нынешней молодежью, я бываю поражен ее способностью быстро, остро и глубоко схватывать и усваивать новейшие научные понятия, которые сформировавшемуся взрослому уму или чрезвычайно труднодоступны, или совершенно непостижимы.

Все чаще выбор профессии происходит не по принципу «где мне будет выгоднее работать после окончания учебного заведения», а по душевному влечению, которое, видимо, и есть призвание. Иногда приходится и переучиваться. Мой племянник, например, учился в автомеханическом институте. Но на 3-м курсе вдруг понял, что ошибся в выборе своей специальности. Его увлекла математика. Эта страсть так захватила его, что он в течение последующих лет не только окончил автомеханический институт, но самостоятельно прошел курс математики в объеме университета и поступил работать не на автомобильный завод, а в отдел счетно-решающих машин.

Другая отличительная черта нашей молодежи — повышенный интерес к внутреннему миру человека, желание сделать самого себя прекрасным, совершенным. Удивительно дорогая для меня черта, потому что я давно считаю: ничто не приносит столько страдания, как человек человеку и человек сам себе.

Откуда возник этот повышенный интерес к внутреннему миру человека? Один советский писатель, на мой взгляд, очень верно подметил: когда мы начали возводить здание нового общества, вокруг и внутри было очень много строительного мусора и просто хлама. И руки у нас не доходили, чтобы убрать весь дом, половина его так и стояла неубранной. Теперь пришло и для нее время.

Можно ли изменить человека? Снять с него тысячелетнее наслоение дурного? Считать ли бесспорным, что человек рождается чистым, как белый лист бумаги, на котором, по выражению Руссо, можно писать все что угодно? Или истина заключается в том, что человек от рождения зол, мстителен, алчен, эгоистичен? Лично я глубоко убежден, что он не рождается ни ангелом, ни чертом. И в то же время рождается и тем и другим. Кто возьмет верх? И вот тут-то воздействие окружающей среды, влияние семьи и общества, воспитание и являются решающими.

Шекспир устами Гамлета сказал: «Человек, научившийся владеть своими страстями, для меня идеал». Мне очень нравится эта фраза. Воля человека и его страсти — это всадник и конь. И чем бешенее конь, тем труднее им управлять, тем крепче должна быть рука всадника — воля. Наше воспитание направлено не только на воспитание чувств, но и, может быть, в первую очередь на воспитание воли.

Я несколько отвлекся от размышлений о молодежи, но именно современная наша молодежь горячо верит в возможность изменения человека, сознательного формирования его характера, лучших качеств. Когда я писал пьесу «В поисках радости» я задался целью разобраться в вопросе: что же есть для человека истинные радости, а что можно назвать только удовольствиями? И я увидел, что подавляющее большинство удовольствий связано с деньгами, а настоящие человеческие радости невозможно приобрести ни за какие деньги.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены