Лето-71

  • В закладки
  • Вставить в блог

Предлагает Ленинград

При входе в Ленинградский Дом моделей нас остановил стенд: «Знакомьтесь, художник-модельер Наташа Тореева». Улыбающееся молодое лицо. И веер эскизов – костюмы, пальто, платья для летних вечеров в городе на Неве. Каждый рисунок говорит о руке зрелого мастера, об оригинальности мышления. Наташа, творчество которой представляют своим землякам мастера одного из ведущих Домов моделей страны, – одна из восьмидесяти художников «центра хорошего вкуса» на Невском проспекте.

В числе первых именно ленинградские мастера начали работу над созданием моделей одежды по возрастным группам. Это особенно важно сегодня, когда мода разграничила свои предложения: если в одежде молодых сохраняет позиции спортивность, то образом новой главной героини – «тридцатилетней женщины» – художник подчеркивает курс моды на элегантную мягкость линии, завершенность композиции.

В нашей стране более сорока Домов моделей – в разных городах и республиках, разделенных расстояниями и климатическими поясами, историческими и культурными особенностями. Сегодня художнику мало быть просто творцом идей. Необходимо при этом быть экономистом и этнографом, разбираться в данных демографии и в нюансах изменения стилей одежды. Справедливо именуют одежду «зримым образом времени» – языком силуэтов, линий и красок рассказывает она о времени, в котором мы живем, и о современнике – человеке труда, стремящемся быть элегантным всегда – на службе, в походе, на отдыхе. С каждым годом, как бы иллюстрируя улучшение жизни, подтверждая данные о росте темпов развития промышленности, наша мода становится все более красочной и многоликой.

Константин Кудряшов, главный художественный руководитель Дома моделей на Невском, убежден: «Если театр начинается с вешалки, то Дом моделей–с витрины». Применительно к ленинградцам это справедливо потому, что модели за витринным стеклом образно рассказывают о новом лике моды. Она четко определила свой новый курс – на повзросление модного образа. Лучше всего эту мысль моды выражает популярный в Ленинграде приталенный костюм из легкой ткани, с удлиненной юбкой, которая рекомендуется и молодой студентке и ее матери (для молодежи эталонная длина – по колено; для тех, кто постарше, – на десять–семнадцать сантиметров длиннее). На лето модельеры рекомендуют и брючные ансамбли (в Ленинграде их можно заказать просто в ателье), а для теплых летних дней – платья из набивного ситца, с рисунком знаменитой ивановской набойки. Деловое летнее платье с отложным белым воротником и нарядное из легкого триацетатного шелка. Пляжный костюм новой длины (вместо бикини удлинение купальника до колен) н яркие, словно цветная мозаика, платья малышей. Да, витрина Ленинградского Дома моделей определяет его лицо, потому что новая мысль автора моды завтра станет реальной продукцией промышленности. За дни, проведенные в творческой мастерской ленинградских художников-модельеров, слышала не раз произнесенное с гордостью: «Из ста новых предложений 90 всегда реализуются на производстве!» Реальность идей и практицизм моделей – вот он, авторский почерк ленинградцев.

...Аккуратно развешаны на плечиках платья, костюмы, ансамбли для улицы и летнего отдыха. Кажется, художник предусмотрел тысячу и один возможный случай нашей жизни, вплоть до необычных, запоминающихся минут: сверкает металлическая нить, вплетенная вологодскими кружевницами в изморозь узора на платье для выпускного бала; графически четок строй черно-белых линий на удлиненных костюмах для студентов-дипломантов; рядом в таком же строгом порядке – обувь, сумки, шляпки. Они создаются вместе с костюмом.

Только как, убеждены авторы моды, можно добиться, чтобы ансамбль и на деле был синонимом гармонии...

На два ближайших года модельеры предлагают три основных силуэта: прилегающий, с расширением юбки книзу; полуприлегающий и классический прямой. Новый стиль в любом из силуэтов заявляет о себе удлинением пропорций, которые «вытягиваются» по вертикали и создают впечатление гибкости и стройности. Большое внимание – деталям костюма: главную мысль моды оттеняют рельефы, подрезы, расположение карманов, поясов, хлястиков. Сегодня у этих «важных мелочей» не только декоративная, но и функциональная нагрузка. И еще одна черта, характерная для предложений моды этого лета: каждая модель имеет четкий адрес, ее логика и жизнеспособность определены требованиями жизни. Вот группа так называемых деловых платьев: нарядная белая отделка карманов, воротника, переходящего в шарф, преображает знакомые ткани в полоску, черно-белую клетку. Мягкие линии, удлиненные юбки, частое расположение мелких пуговиц – вот приметы стиля-71. А рядом новое предложение: платье на каждый день из хлопчатобумажного маркизета. Этот красивый и недорогой материал подчеркивает новую ориентацию моды – на романтизм образа. К слову, ленинградская фабрика имени Веры Слуцкой снабжает промышленность десятками расцветок и рисунков маркизета. Сегодня работа художника-модельера имеет свои особенности: он мыслит комплексом моделей.

На подиуме демонстрационного зала – три девушки, костюмы которых выражают новые тенденции моды: ансамбль из юбки «миди» с белой блузкой и жилетом заинтересует женщин разных возрастов; молодежи адресован ансамбль из короткой юбки, свитера и короткого жакета-тужурки с широким втачным поясом; наконец, в третьем варианте – жилет и брюки из той же ткани, что и юбка. На наших глазах девушки «творят» новые модели, меняясь деталями ансамблей: жилет сменяет тужурку, юбка – брюки. И вот вырастает перед нами унифицированный гардероб для студентки, молодой работницы, актрисы. В этом практичном предложении моды автор «триптиха» Людмила Кудимова видит огромные возможности выпуска разнообразной массовой одежды.

Мы уже говорили: мода делит свои предложения на молодежные и взрослые. Известно, что молодежь всегда подхватывает самые смелые новые идеи моды. Но согласится ли «повзрослеть» в удлиненном силуэте вчерашняя героиня моды так же охотно, как «молодела» с помощью стиля «подросток» ее взрослая сестра и мать?! По мнению художников, новая мода, более зрелая и изысканная, не старит и не обедняет вкус молодых. Совсем наоборот. Она способствует выработке ощущения стиля, вкуса, культуры движений, новой манеры общения. Молодежная мода недавнего прошлого на первый план выдвигала спортивность образа, задор, динамику движений. Теперь же акцент переместился в сторону внимания к духовному облику человека. Перемены моды коснулись и обуви – на широком каблуке, с округлым носком, она поставила нас на ноги в полном смысле слова. Изменился стиль головных уборов – сегодня это женственные шляпы с широкими полями, мягкие береты. С современным ансамблем гармонируют новые формы сумок – трапеция и прямоугольник. Но дело не только в этих «осязаемых» деталях – меняется сам модный образ. Раньше уместно было подчеркнуть губы, глаза. Теперь резкий грим на лице по меньшей мере неуместен. Создавая гардероб сезона, мастера моды подчеркивают духовный интеллект, душевную зрелость. Об эстетическом значении нового стиля элегантности художник не может забывать: ведь в нашей стране сорок процентов трудящихся – молодежь!

Именно им адресуют свои новые предложения авторы моды: брючные ансамбли в разных вариантах – для танцевального вечера и туристского похода. Ансамбли «платьев-пальто», комплекты для отдыха (туника из набивного ситца и легкие брюки), платье из ивановских ситцев с жакетом «болеро», отделанным воланом, как носили в начале века девушки на улицах Петербурга, Сормова, Москвы. Идея унифицированного гардероба обогащает молодежную коллекцию: к одной паре брюк – целый набор туник, рубашек, жилетов, меняющих стиль и интонацию ансамбля.

Роль первой скрипки в нашем костюме по-прежнему у ткани. Ленинградцы широко используют для одежды каждого дня лен, рогожку, маркизет, майю и вуаль. Шифон, крепдешин, жоржеты, шелк с блестящими нитями «метанита» – это для праздника. для вечера.

Разнообразие – главный девиз моды нынешнего лета. Об этом напоминает и новая цветовая гамма, особенно яркая и щедрая в костюмах молодых: к теплым и холодным оттенкам красного, желто-зеленого, бирюзового ленинградцы добавляют традиционно любимые цвета – о летнем небе над Невой, об осязаемой прозрачности белых, ночей напоминают перламутрово-сиреневые и золотистые тона.

Разнообразнее, живее стала мужская мода. По мнению К. Кудряшова, автора многих новых идей в костюме сильной половины человечества, мужская и юношеская мода дифференцируется по стилю и оформлению. Самые острые идеи – молодым. Это куртки с воротниками «стойка», длинные жилеты, яркие рубашки, блузы из нарядных материалов для вечера.

– Мужчине тоже необходимо менять свой облик в течение дня, – высказывается за «равноправие» моды художник, рабочий стол которого сегодня заполнен эскизами летней мужской блузы по мотивам косоворотки; «вечерних» сорочек из плотной шерсти с металлической нитью (вот и не нужен пиджак летом); сорочек-курток, отделанных декоративной строчкой и металлическими пуговицами.

Еще нередко слышишь, что мода капризна, причудлива, изменчива. А почему? Ведь творят ее по законам логики и диалектики мысли и руки мастеров. Не капризниц – тружениц. Не причудниц – искусниц. Таких, как восемьдесят авторов нового стиля элегантности из Ленинграда.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Капитальный ремонт

Архивный репортаж с Минского завода по ремонту самолетов