Лестница в мир прекрасного

опубликовано в номере №1163, ноябрь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я недавно вернулся с семинара, который на этот раз проходил в Утенском районе. Проводя такие совещания в разных районах республики, мы преследуем еще одну цель – хотим, чтобы молодые художники могли встретиться с работающей молодежью, и оттого наши семинары проходили и в небольших городах и в колхозах, где, кстати, с особым интересом встречаются выставки работ молодых художников. На этот раз выставку устроили в фойе кинотеатра.

Многие актеры, живописцы, графики, поэты приехали впервые, другие же – ветераны подобных совещаний. Участники первых семинаров сегодня стали маститыми писателями, композиторами, режиссерами. И вот они снова на встрече со своими молодыми коллегами. Именно ветераны задают тон в многочасовых дискуссиях у костра, где молодежь пытается найти истину, отстоять свои взгляды.

Руководители творческих союзов приехали навстречу нес пустыми руками. Кинематографисты привезли последние работы, архитекторы развернули интересную выставку, показывающую достижения современного градостроительства.

С. КРАСАУСКАС. Мы можем действительно гордиться нашими архитекторами. Едва ли есть еще в стране город, жилые районы которого получили бы и Государственную и Ленинскую премии. И Жирмунай и Ладзинай украшают древний Вильнюс.

B. БАЛТРУНАС. Творческий семинар был сейчас расширен. Мы пригласили и представителей научного мира – из Академии наук, из академических институтов. Спорили перед этим отчаянно, но все-таки согласились, что взаимное общение «физиков» и «лириков» будет и полезно и интересно.

Зимой вместе с творческими союзами мы проведем теоретическую конференцию, посвященную проблемам творчества молодых. Конференция будет иметь и практическое значение, поскольку молодые художники услышат оценку своего труда, данную ведущими, признанными мастерами искусства.

C. КРАСАУСКАС. Такие семинары – прекрасная школа и гражданского и творческого становления молодых художников. Эта школа важна вдвойне, ибо крайне важно направить деятельность, поиск молодых, помочь им обрести уверенность в своих силах, показать, где наиболее плодотворные направления этого творческого поиска.

Некоторое время назад в нашем молодом искусстве появилось, хотя и ненадолго – сейчас эта болезнь как будто проходит, – стремление к каким-то шарадам, неясностям.

Признаем, что среди творческой молодежи (да и не только среди молодежи!) есть и снобы. Нежелание проникнуть в суть искусства, сдабриваемое поддакиванием сложившихся художников, профессионалов, восхищение перед всяким (без анализа, оценки!) поиском молодых, согласие с их стремлением чуть-чуть затемнить – так и появляется искусство для снобов, готовых восхититься всем неясным и туманным.

Понятно желание комсомола быть ближе к творческой молодежи, сотрудничество это, надеюсь, покажется полезным и плодотворным обоим участникам содружества.

B. БАЛТРУНАС. Нас вдохновляет к этим усилиям и письмо, присланное недавно Эдуардасом Межелайтисом в Центральный Комитет комсомола республики. Наш выдающийся поэт пишет: «Если я достиг чего-то в жизни, то только потому, что в один ненастный вечер 1935 года в домике на окраине Каунаса старшими друзьями по борьбе я был принят в революционное подполье, в нелегальную тогда нашу комсомольскую организацию. Это одна из самых важных дат в моей жизни, которую я всегда ношу в сердце. С этого дня всю свою жизнь я посвятил революции, народу, литературе. И если мои скромные старания, если какие-то мои произведения хотя бы в небольшой мере помогли и помогают воспитывать молодого человека, расширять его общественный кругозор, формировать моральные принципы, повышать его эстетический вкус, я счастлив. Если здоровье позволит работать, то обещаю работать и дальше с тем же старанием. Не останусь в долгу перед нашей молодежью».

Но продолжим разговор о формах сближения комсомола с творческой молодежью.

Несколько лет подряд мы награждаем республиканской премией Ленинского комсомола молодых мастеров искусства. Репутация этих наград высока: подмечено, что наши лауреаты спустя какое-то время удостаиваются республиканских Государственных премий. С другой стороны, наша награда – это и весомая рекомендация в творческий союз. Напомню, что среди лауреатов премии Ленинского комсомола республики литераторы Миколас Слуцкие, Юстинас Марцинкявичус, Антанас Дрилинга, Виолетта Пальчинскайте.

Комсомол регулярно проводит творческие конкурсы. Они увлекают молодых, стимулируют их творчество, поиск. Сейчас, в частности, мы проводим конкурсы на лучший портрет передовика пятилетки, на лучший рассказ на пионерскую тему и сказку для детей. Будут отмечены премиями самые удачные очерки под девизом «Дружба», получат награды создатели лучшего бального танца. Соревнуются и танцоры – и студенты, и школьники, и работающая молодежь.

Конкурсы для молодых художников устраивает не только Центральный Комитет комсомола. Расейнское профтехучилище ежегодно проводит конкурс на лучшее произведение на тему профтехобразования, а итоги подводятся к 2 октября, дню рождения системы ПТО.

Все большую популярность приобретает сейчас движение «Творческая молодежь – будущему рабочему». Молодежные секции творческих союзов помогают профтехучилищам в эстетическом воспитании учащихся, в оформлении классов, зданий. По-моему, не ошибусь, если скажу, что мы едва ли не первыми в стране получили учебник по эстетическому воспитанию, написанный специально для учащихся профтехучилищ. Тем самым вводится система в художественное воспитание молодой поросли рабочего класса и трудового крестьянства.

Ну вот, видите, мы опять вернулись на круги своя – к эстетическому воспитанию, к восприятию искусства молодыми людьми.

C. КРАСАУСКАС. Сегодня мы никуда не уйдем от этой темы.

Молодой человек может долго странствовать по разным «странам» – спорту, мотогонкам, радиоделу, но в конце концов он почувствует духовный голод. Потянется к книгам, спектаклям, музыке. Постарается насытить себя и такой пищей.

Как воспринимать искусство? Как научиться понимать его?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Жить для будущего…»

К 100-летию со дня рождения М. И. Калинина