В то лето лесничий Ковашевского лесничества Ломоносовского лесхоза Ленинградской области Павел Александрович Евстафьев зашел в Сосновоборскую школу с просьбой помочь в уходе за лесом.
Ребята согласились поработать день, другой... Затем начали приходить в лесничество ежедневно и не заметили, как стали там своими людьми. И тут возникла идея создать в школе свое лесничество, но только поменьше настоящего. Работать же решили в нем как взрослые.
По просьбе школьников лесхоз выделил пять лесных кварталов площадью 500 гектаров. На работу в школьное лесничество записалось 34 человека. Избрали из ребят актив: лесничего, его помощника, двух участковых техников.
За теми ребятами, кто был зачислен в лесники, закрепили небольшие участки леса: 10 – 15 гектаров.
И началась увлекательная работа! Особенно запомнились летние дни. Ранним утром отправлялись юные лесники по своим обходам. А вокруг птицы поют, воздух прохладный и душистый.
Кончилось лето, но лесничество в Ковашах не распалось. Правда, времени бывать в обходах у ребят стало меньше, но посещение леса становилось уже потребностью. Этому помогали занятия, которые регулярно проводили с ребятами по лесным дисциплинам учитель биологии и лесничий.
Первые участники Сосновоборского школьного лесничества стали уже взрослыми людьми. По-разному сложилась у них жизнь, и многие даже не подозревают о том, что начатая ими игра превратилась в большое и серьезное дело.
Сейчас на территории Российской Федерации насчитывается более 6 тысяч школьных лесничеств. В их работе участвует почти 300 тысяч ребят. Не все из них, конечно, потом станут лесниками, но каждый до конца дней своих будет любить и беречь лес. Научатся участники школьных лесничеств понимать красоту природы и ощущать на себе ее живительные силы. И бывший юный лесничий, став спустя много лет директором крупного химкомбината, думаю, более пристрастно, заинтересованно отнесется к охране окружающей среды. Верно подмечено народом, что человек, посадивший хоть одно дерево, никогда не погубит лес.
Пожалуй, ошибочным было бы представлять школьное лесничество в виде действующей модели лесничества обычного, производственного. Круг забот их, разумеется, иной, чем у лесохозяйственных предприятий. Ребята занимаются кружковой работой, проходят здесь производственное обучение и практику по ботанике и биологии... А главное – учатся видеть вокруг себя красоту, быть добрыми и внимательными к окружающему их миру природы, а значит, и по отношению к людям.
Школьные лесничества имеют «Положение», в котором определены задачи, права и обязанности юных лесоводов; леса, закрепленные за ними, школа принимает под охрану в обстановке торжественной, праздничной. Продолжительная работа в школьном лесничестве учитывается при поступлении в лесохозяйственные техникумы и институты.
И еще: такие лесничества стали отличной школой подготовки кадров для лесхозов республики: юные лесоводы зачастую становятся прекрасными работниками в лесах, заказниках и питомниках.
Мне не раз доводилось бывать в школьных лесничествах, и, встречаясь с юными друзьями леса, я отметил для себя одну существенную деталь: ребята понимают государственную важность порученной им работы, для них она не игра «в лесничих и лесоводов», а настоящее – взрослое! – дело, которое требует и желания и умения. Действительно, разве можно назвать просто игрой уход за деревьями на общей площади около 300 тысяч гектаров, посадку леса на 80 тысячах гектаров, организацию питомников на 2,5 тысячи гектаров. Все это сделано школьными лесничествами РСФСР только за прошлый год. А кроме этого, ребята собрали и сдали государству 30 тысяч тонн ягод, более 14 тысяч тонн грибов, около 250 тысяч тонн семян различных древесных пород и кустарников...
Внушительные цифры! Но мне за ними видится еще и та глубинная работа ума и сердца, которая преображает подростков, делает их рачительными хозяевами своей земли.
В недавнем постановлении UK КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» указано на необходимость совершенствования внешкольной работы, трудового и нравственного воспитания подростков. Школьные лесничества, безусловно, способствуют этому.
Но давайте послушаем самих юных лесоводов. «Лесничество наше, – пишут школьники из Саратовской области, – организовано в 1968 году. Нас 30 человек, учимся мы в 9-м и 10-м классах. Учимся хорошо, и времени на все хватает. Мы охраняем 7 лесных кварталов – 735 гектаров леса и кустарника. Работой лесничества руководит совет, в который вошли директор нашей школы, главный лесничий лесхоза, учитель биологии, лесничий школьного лесничества и его помощник, участковый техник. Не все из нас пойдут после школы работать в лесхоз, но все мы любим лес, нашу природу, и она отвечает нам добром...»
И таких писем в Совет по работе с молодежью при Госкомитете лесного хозяйства СССР (а этот совет занимается и школьными лесничествами) приходит немало. В них ребята благодарят своих учителей, работников лесного хозяйства родного края, которые широко распахнули перед ними двери в «великое и сказочное царство природы».
Взрослые не диктуют правил «игры», они лишь заботятся о том, чтобы желание подростков было подкреплено умением, – проводят с ними занятия по спецпредметам, помогают в решении хозяйственных и технических вопросов. На участках школьных лесничеств сегодня работает мощная современная техника: тракторы, плуги, посадочные машины – ими управляют сами ребята, прошедшие специальный курс обучения.
Конечно, руководить работой такой комплексной учебно-производственной организации, как школьное лесничество, специалисту лесного хозяйства нелегко: для этого требуются не только глубокие, разнообразные специальные знания, но и соответствующие педагогические навыки.
В лесничество приходят ребята различных возрастных категорий. Для учащихся 6 – 7-х классов это просто увлекательная игра. Их привлекает работа по охране лесов. Они с удовольствием участвуют в работе зеленых патрулей, оберегают лес от порубок и пожаров. Подростки 8 – 9-х и тем более 10-х классов – это уже почти взрослые люди, стремящиеся овладеть лесными специальностями, которые помогут им в дальнейшей самостоятельной жизни.
«Дайте ребенку и юноше не безразличный материал, не смесь драгоценностей и всякого старого хлама, – писал известный публицист и лесовод Н. В. Щелгунов, – не растрачивайте его сил на ненужную работу, на труд, который не принесет никакой пользы». Когда ребята видят реальную ценность, необходимость своего труда, то сам труд становится для них лучшим воспитателем.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.