Залиты ярким весенним солнцем широкие улицы и площади Москвы. Сверкают в голубом небе шпили высотных зданий. Поток машин проносится мимо многоэтажных домов, мимо скверов, зеркальных витрин магазинов. И вдруг взор прохожего останавливается на необычной вывеске. Словно в далёкое прошлое переносит она каждого, кто проходит мимо дома N 55 по Лесной улице:
Оптовая торговля кавказскими фруктами.
Каландадзе
... Эта лавка открылась в 1905 году. В витрине появились ящики с образцами товаров. при входе звенел колокольчик, прибитый к двери. В помещении стояли лари с изюмом, курагой, грецкими орехами, а за конторкой восседал хозяин - грузин.
По - прежнему звенит колокольчик над дверью, в глубине прилавок с конторкой, в лари насыпаны образцы товаров...
Но у входа, перед дверью, на белом стекле появилась надпись: «Филиал Музея Революции. Подпольная типография ЦК РСДРП (большевиков) 1905 - 1906 г.»
Типография была создана по указанию В. И. Ленина. В то время на Кавказе, в Баку, уже работала организованная в 1901 году по инициативе И. В. Сталина подпольная типография. Однако она одна не могла удовлетворить все возрастающие потребности в революционной литературе.
Организовать новую подпольную типографию было поручено члену ЦК РСДРП Л. Б. Красину. Для практической работы в Москву была направлена группа кавказских большевиков – подпольщиков, работавших ранее в нелегальной типографии в Баку, - Г. Стуруа, С. Тодрия, К. Джаши. Они везли с собой шрифт и типографскую машину.
После долгих поисков подпольщики сняли двухкомнатную квартиру на Лесной улице рядом с Бутырской тюрьмой, считая, что сыщикам не придет в голову искать здесь подпольную типографию. Документы на квартиру и торговый патент были оформлены на имя Каландадзе.
Комната с выходом на улицу была оборудована под магазин кавказских фруктов, в другой проживали «хозяева» - подпольщик Саволан Кобидзе с женой, ребёнком и «прислугой».
В подвале под квартирой, где лежали бочки и ящики из - под фруктов, был колодец для стока воды. В стене колодца подпольщики пробили узкий лаз и под фундаментом вырыли маленькую комнату, размером 4,85 метра. В ней была установлена скоропечатная машина, стояла бочка с типографской краской, висели парусиновые мешочки для шрифтов, в стене находилась ниша для деревянных касс.
Работали в типографии в две смены, по двое - наборщик и печатник. После трех часов работы от недостатка воздуха гасли свечи, люди задыхались. Больше выдержать было нельзя.
Когда в подземелье шла работа, в магазине за конторкой сидел «хозяин» и наблюдал в окно. С поста на противоположной стороне улицы частенько заходил в гостеприимную «лавку» дежурный городовой, и «хозяева» потчевали его фруктами и чаем.
Оптовая торговля кавказскими фруктами на тихой Лесной улице была незначительной, товаров в магазине было мало. Если покупатель оказывался чересчур настойчивым, Кобидзе покупал на стороне нужный товар и поставлял его заказчику.
В августе 1905 года вышел первый номер газеты «Рабочий», который печатала подпольная типография на Лесной.
«Вносить объединение и сознательность в рабочий класс, а через него н во всю народную массу - такова задача нашей газеты. Ради выполнения этой задачи III съезд нашей партии поручил нам издавать популярную газету в России. Мы будем по мере сил выяснять трудящимся массам, чего надо им добиваться и какими способами всего лучше и вернее это сделать...
Старая Россия умирает, рождается новая Россия.
Новая Россия - это свет, свобода, победоносная борьба за лучшее будущее народа...»
За работой подпольной типографии внимательно следили В. И. Ленин и И. В. Сталин. В связи с выходом в свет первого номера газеты «Рабочий» В. И. Ленин писал Центральному Комитету РСДРП:
«Дорогие товарищи! Получил... первый номер «Рабочего». Он производит превосходное впечатление. Можно надеяться, что трудная задача нескучного популярного изложения будет им в значительной степени решена. Есть что - то свежее в тоне и характере изложения. Прекрасный боевой дух. Одним словом, от души могу поздравить с успехом и пожелать дальнейших».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.