К 500-летию со дня рождения
Решением Всемирного Совета Мира всё прогрессивное человечество призвано широко отметить 500-летие со дня рождения великого художника, ученого и изобретателя Леонардо да Винчи, чьи труды по праву вошли в сокровищницу мировой культуры. Леонардо да Винчи является одним из выдающихся творцов того мирового культурного наследия, которое, по справедливому признанию Председателя Всемирного Совета Мира профессора Жолио-Кюри в его Обращении к народам мира, «является для человечества неиссякаемым источником. Оно позволяет людям различных эпох узнавать друг друга, улавливать в настоящем связующую их нить. Оно открывает перед ними перспективы всеобщего согласия и понимания. Оно ежеминутно утверждает в них веру в человека в момент, когда более чем когда-либо необходимо взаимопонимание».
Леонардо да Винчи (1452-1519) жил во второй половине XV-начале XVI века, в те тяжёлые времена, когда над всей Европой ещё тяготело господство феодально-крепостнических отношений, когда капитализм делал ещё только первые шаги, когда правящие классы и их верная служанка, католическая церковь, прилагали все усилия к тому, чтобы навеки сохранить своё господство.
Леонардо да Винчи родился в семье нотариуса в местечке Винчи, близ Флоренции. Мать его была простая крестьянка. До четырнадцати лет мальчик прожил в этом маленьком местечке, в непосредственной близости с народом и природой. Затем он был отдан в мастерскую крупного итальянского художника того времени - Андреа Верроккьо, где внимательно и тщательно изучил все виды искусства - живопись, скульптуру и архитектуру, ювелирное дело и искусство чеканки.
Уже в детские годы Леонардо страстно увлекался математикой и по приезде во Флоренцию, бывшую центрам искусства и науки, сблизился с кружком знаменитого астронома, географа, физика и математика Паоло Тосканелли, учителя Христофора Колумба.
«Чудо разносторонности», как его называли современники, Леонардо серьёзно и глубоко занимается наукой, в первую очередь математикой и механикой, а также изучает физику, астрономию, геологию, анатомию и физиологию человека и растений. Твёрдо убеждённый в том, что наука может развиваться плодотворно лишь в постоянной, тесной связи с практикой, юный Леонардо внимательно изучает труд текстильщиков-ремесленников и рабочих мануфактур, которыми славилась Флоренция, так же, как впоследствии он будет проводить многие дни в изучении работы миланских оружейников, для которых он создал токарный станок с суппортом. Здесь же, во Флоренции, Леонардо начинает свой славный путь живописца. В дальнейшем вся его жизнь проходит в беспрестанных странствованиях по городам Италии в поисках возможностей для приложения своего таланта и знаний. Он живёт в Милане, Венеции, Риме, снова во Флоренции и Милане, наконец, уезжает во Францию, где в глубокой тоске по родине кончает свои дни. Леонардо пришлось полностью испить чашу страданий, выпавшую на долю талантливого мастера искусства и науки во времена господства денежного мешка и невежественного католического священника и монаха.
Леонардо да Винчи славен прежде всего как гениальный, мирового значения художник.
Уже в своей первой крупной картине, «Мадонна с цветком» (находящейся ныне в Эрмитаже, в Ленинграде), Леонардо воплотил на деле свои теоретические взгляды и искания: старый, трафаретный евангельский сюжет превращается под его гениальной кистью в нечто новое - в изображение цветущей молодой женщины и шаловливого ребёнка. Стремление Леонардо давать в своих картинах не один внешний облик людей, а максимально выразительно показывать их внутреннюю жизнь, их переживания находит уже в этой картине своё яркое выражение. Мадонны для Леонардо были не богородицами, не сверхъестественными существами, а выразительницами одного из прекраснейших, чисто земных чувств - беспредельной любви юной матери к своему первенцу. То же самое Леонардо выражает и в других картинах на эту тему - «Мадонна в гроте», «Св. Анна с Марией». Даже ангелы на этих картинах не имеют в себе ничего божественного. Это красивые земной красотой молодые люди.
Шедеврами мирового изобразительного искусства считаются две картины Леонардо да Винчи: это «Тайная вечеря» и «Джоконда». Как и многие другие картины Леонардо, «Тайная вечеря» написана на старый евангельский сюжет. Прежде в такого рода картинах всё было полно «святости», всё направлено к тому, чтобы потрясти верующего ужасом, тоской и скорбью перед близкой казнью «бого-человека». Леонардо подходит к этому сюжету по-своему. Для него «Тайная вечеря» - только повод показать большое количество разнообразных людей, различных между собою и по своему социальному положению и по своей манере держаться. На картине изображено тринадцать человек, каждый со своей индивидуальностью. С глубочайшим вниманием, огромной изобретательностью, явившейся результатом многочисленных наблюдений, многолетнего изучения людей со всеми их переживаниями, в различных положениях, Леонардо изображает эти тринадцать человек. Каждый из них по-своему откликается на сообщённую их учителем ужасную весть: «Скоро один из вас предаст меня». На картине в образах мифических апостолов изображены простые живые люди - миланские ремесленники, крестьяне, интеллигенты (книжники), живые в своих переживаниях и чувствах. Чтобы облегчить восприятие картины, Леонардо, как подлинно демократический художник, разрабатывает специальную композицию её, собирая фигуры в виде простейшей математической фигуры - треугольника, легко охватываемого глазом. Изумительным, мастерским расположением света и тени он ещё в большей степени усиливает выразительность картины.
Создание подлинно реалистического полотна требует не простого копирования действительности, а творческого восприятия её и передачи в типическом. Художник, изучив множество явлений, должен уметь выбрать из них наиболее характерные и обобщить их. «Джоконда» Леонардо является портретом жены одного из флорентийских аристократов - Франчески Джокондо. Но великий мастер здесь создал обобщённый, типический образ. В нём удивительное по выразительности изображение больших внутренних переживаний, большой внутренней жизни человеческой личности.
Так Леонардо да Винчи своим гением утверждал реальное бытие человека, человека живого, действительно существующего. В своём искусстве он показывал красоту, силу, внутреннее богатство человека - единственного создателя и владельца всех ценностей мира, и в этом отношении Леонардо был подлинно народным художником.
Трудно перечислить всё созданное Леонардо да Винчи в области науки и техники. Ф. Энгельс справедливо указывал, что «Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики» (Соч, т. XIV, стр. 476). Размышляя над явлениями природы, Леонардо пришёл к выводу, что все явления природы находятся между собою в определённой связи и подчинены в своём развитии законам необходимости. Он первый сформулировал основные законы механики: закон трения, закон скоростей, законы гидростатики, - дал определение центров тяжести тел, вплотную подошёл к понятию статического момента и принципа возможных перемещений. Особенно привлекали Леонардо гидротехнические сооружения. Он хорошо знал, какие бедствия приносят крестьянскому хозяйству наводнения и заболачивания, и поэтому особенно тщательно разработал (и частично осуществил) грандиозный проект урегулирования течения реки По, соорудив ряд шлюзов, служивших многие десятилетия. Ему же принадлежит проект соединения Флоренции с морским берегом путём постройки канала и урегулирования течения реки Арно, что, в свою очередь, должно было дать жизнь многим тысячам гектаров земли. Даже в конце своей жизни, уже тяжело больной, Леонардо разрабатывает проект соединения рек Соны и Луары, осуществлённый после его смерти французскими инженерами. Наблюдения над полётом птиц дали ему материал для работ над созданием первого планёра и парашюта, для разработки конструкции самолёта.
Немногое, очень немногое из грандиозных технических замыслов Леонардо было осуществлено им при жизни. Тогдашние правящие круги боялись всего нового, всего смелого, они предпочитали бросать огромные деньги на устройство праздников и увеселений, а не на науку или технику. Леонардо понимал это - отсюда его ненависть к богачам и к богатству. Он мечтал об обществе свободных людей - людей, находящих радость в труде и знании.
Преследуемый всю свою жизнь, видя, как его мечты и грандиозные проекты остаются в рукописях, Леонардо всё же никогда не падал духом, не отчаивался. Это был великий оптимист, твёрдо веривший в человека, в силу и мощь его разума. Горячий патриот своей родины и своего народа, он, умирая, завещал все свои рукописи - плод сорокалетних трудов - Италии, своей любимой родине.
Чествуя память Леонардо да Винчи, всё прогрессивное человечество чтит в нём великого борца за торжество науки, за победу культуры, за утверждение нового общества.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.